Киевский вокзал


Сегодня мы с Вами прогуляемся внутри Киевского вокзала — последнего из числа тех, что были построены в царской России. Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Располагается по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 1. Памятник архитектуры и инженерного искусства.

Киевский вокзал

Перед вокзалом находится Площадь Европы. Название символизирует близость современной России с Европой. В центре памятника находится скульптура древнегреческого бога Зевса в образе быка, похищающего Европу. Работа «Похищение Европы» создана бельгийским скульптором-авангардистом Оливье Стребелем и была подарена мэром Брюсселя Москве. Вокруг скульптурной композиции сделан фонтан с ночной разноцветной подсветкой.

Киевский вокзал. Площадь Европы

Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой (не транзитной), начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.

Здание Киевского вокзала

Первое здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка. Изначально вокзал строился как грузовой, чтобы доставлять уголь с Донбасса и строился на частные деньги.

каким был Киевский вокзал

Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы

Площадь Киевского вокзала

Если встать лицом к вокзалу, то мы увидим слева и справа арки с колоннами. По задумке архитектора это ДВА входа на вокзал

Киевский вокзал

Вокзал начали строить в 1914 году, в то время в России ещё были социально-классовые слои населения

Правый вход был для первого и второго класса обслуживания

Арки у здания Киевского вокзала

Левый вход был для третьего и четвертого классов

Киевский вокзал Экскурсия

Каждый вход имеет по две колонны со скульптурами. Справа это скульптуры показывающие богатство

Киевский вокзал архитектурный памятник

Скульптура: мужчинамифический герой с урожаем винограда

скульптуры Киевский вокзал

А слева это рабочий класс

Скульптуры на здании Киевского вокзала

но тоже в образе мифических героев (обратите внимание на прическу и одежду)

Киевский вокзал архитектура 

На фасаде правой арки выложена майолика образа Георгия Победоносца, поражающего змея - символ города Москвы

Киевский вокзал образ Георгия Победоносца

Над левой аркой яркое рельефное изображение стоящего во весь рост Михаила Архангела

росписи и скульптуры Киевского вокзала

Слева и справа от майоликов располагаются по две скульптуры, всего четыре, показывающие четыре стихии путешествия

На самолете

Киевский вокзал

Под землей (метро)

скульптуры Киевского вокзала

На поезде

Киевский вокзал. Экскурсия

и на корабле

Киевский вокзал Красота архитектуры

Теперь давайте заглянем в залы Киевского вокзала. Начнем наш осмотр с зала ожидания Аэроэкспресса в аэропорт Внуково

зал ожидания Аэроэкспресса в аэропорт Внуково

Зал небольшой, здесь пассажиры ожидают выход на посадку на аэроэкспресс в аэропорт Внуково

Киевский вокзал. Зал аэроэкспресса

Пассажиры тут в основном перед отправлением аэроэкспресса

Киевский вокзал посадка на Аэроэкспресс

Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг.

оформление залов Киевского вокзала

Панно изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины

панно на Киевском вокзале

Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия

Панно Украина и Россия на Киевском вокзале

Осмотрев зал выходим на платформу

платформа аэроэкспресса Киевский вокзал

Время в пути от Киевского вокзала до аэропорта — 35–40 минут. Отправление каждый час начиная с 06:00 и до 00:00

На Аэроэкспрессе от Киевского вокзала

Одна из визитных карточек Киевского – красивый арочный дебаркадер. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.

Дебаркардер на Киевском вокзале

В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённомуущербному проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными

Арки дебаркадера Киевского вокзала

Оставили только четыре клёпаные Шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Эти арки простоят ещё сто лет, в отличие от сварных

Киевский вокзал арки перекрытия

После реконструкции вокзала вместо стекла в покрытии дебаркадера использован прозрачный поликарбонат

Киевский вокзал

Вот такую красоту видит пассажир, когда приезжает из аэропорта Внуково на Киевский вокзал

Экскурсия Киевский вокзал

Часы установлены во время реконструкции, ни какой исторической ценности не имеют. Кстати, до реконструкции тут был установлен памятник Владимиру Ленину

Часы на Киевском вокзале

По бокам от часов установлены две скульптуры

Скульптуры на Киевском вокзале

Это скульптуры вымышленных персонажей (домовые), которые по мнению автора охраняют пассажиров и освещающий им путь.

Экскурсия Киевский вокзал

Далее переходим в бывший зал ожидания пассажиров 3 и 4 класса

Зал ожидания Киевского вокзала

Часы в зале ожидания

Киевский вокзал зал ожидания

Зал поражает своей красотой и богатством оформления

Оформление залов Киевского вокзала

Ещё одни часы в зале

Памятник Архитектуры Киевский вокзал

Оформление зала акцентирует внимание на преемственности времен и памяти об Отечественной войне 1812 года.

Оформление Киевского вокзала

Элементы оформления, посвященные победе 1812 года

Элементы оформления Киевского вокзала

Люстра в зале

Экскурсия по Киевскому вокзалу

На самом деле, когда ты находишься на вокзале и ждешь поезда, то не обращаешь внимание на всю эту красоту и богатство оформления зала

Зал ожидания Киевского вокзала

Когда-то на вокзале можно было набрать холодной воды, а также кипяточка. После реставрации эти краны решили сохранить для потомков

кипяток на Киевском вокзале

В залах ожидания Киевского вокзала сохранилась метлахская плитка, ей более 100 лет. Метлахская плитка или по-немецки Mettlacher Platten прочнее мрамора и гранита и утверждается, что она простоит в залах ожидания Киевского вокзала еще не менее 100 лет. А вот плитку которую положили по соседству вряд-ли пролежит более пару лет...

плитка Mettlacher Platten

Плавно переходим в зал бывшего багажного отделения

Бывшее багажное отделение вокзала

Светильники

Светильники на Киевском вокзале

Отреставрированный балкон, на который не пускают пассажиров

балкон на Киевском вокзале

В оформлении залов очень много арок

Арки на Киевском вокзале

В зале, на стенах, находится четыре панно

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости (Конституция СССР ст.120)

Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной (Конституция СССР ст.122)

панно Киевский вокзал

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы

внутрь Киевского вокзала

Граждане СССР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы (Конституция СССР ст.113)

Граждане СССР имеют право на труд

Граждане СССР имеют право на отдых (Конституция СССР ст.119). Граждане СССР имеют право на образование (Конституция СССР ст.121)

История Киевского вокзала

В оформлении зала присутствует символика СССР и РСФСР

символика СССР на Киевском вокзале

Рабочий класс

интерьер Киевского вокзала

Овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения. 

Московско-Киево-Воронежская дорога

Ещё один из залов ожидания

Зал ожидания на вокзале в Москве

Потолок с люстрой в этом зале

Реконструкция Киевского вокзала

Далее поднимаемся на балкон, который закрыт для пассажиров

Балкон Киевского вокзала

Вид с балкона на зал

Экскурсия на Киевский вокзал

Ограждения балкона

Станция Москва-Пассажирская-Киевская

Вид с балкона на панно МКВ

недоступные места Киевского вокзала

На вокзале кипит своя жизнь

Пассажиры на Киевском вокзале

Далее мы поднимаемся по лестнице в часовой башне

лестница на часовую башню Киевского вокзала

Шуховская конструкция – деревянный овальный купол в часовой башне. Сто лет назад дерево было более распространенным материалом, чем металл, и инженер работал с обоими. А так как эти перекрытия, не смотря на солидный возраст, прекрасно сохранились, их не стали заменять.

деревянный овальный купол в часовой башне Киевского вокзала

Поднимаемся к часам

подъем в башню Киевского вокзала

Высота башни 51 метр

Часовая башня Киевского вокзала

Стрелки на трехметровых циферблатах приводятся в движение с помощью вала, веревки и 300-килограммовой гири. Она опускается под собственным весом. Раз в несколько дней часовщик вокзала ее подкручивает наверх.

часы Киевского вокзала

Механизм часов находится в специальном домике

механизм часов Киевского вокзала

Часы выходят на все четыре стороны башни

Часовой механизм Киевского вокзала

Механические часы, установленные на этой башне, - единственные за исключением Кремлевских Курантов, переводятся вручную

экскурсия в башню Киевского вокзала

Вид из окна башни

Экскурсия часовая башня Киевского вокзала

Башня с часами украшена скульптурами орлов

Башня с часами Киевского вокзала

Они напоминают памятники с Бородинского поля.

Орлы на башне Киевского вокзала

На этом наша экскурсия по Киевскому вокзалу заканчивается и мы отправляемся в метро

Метро Киевская выход к вокзалу




www.moscowalk.ru