Музей Военно-Воздушных Сил в Монино


В посёлке Монино Московской области расположен первый в нашей стране музей - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ, в котором представлены различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации - от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс. Давайте вместе посмотрим на экспозицию музея.

Музей в Монино

Адрес музея: Московская обл., Щелковский р-он, пос. Монино, ул. Музейная, д. 1

Как проехать:
Автобус 322 «Москва - Ногинск» у метро «Партизанская»: от остановки «метро Партизанская» до остановки «Монино»

Маршрутное такси 587 «Монино – м. Перово» у метро «Перово»: от остановки «метро Перово» до остановки «Монино»

Электропоезд «Москва – Монино», «Москва - Фрязево»: от станции «Москва Ярославская» до станции «Монино»

Время работы:
Понедельник - выходной
Вторник - выходной
Среда - 9:00 - 17:00
Четверг - 9:00 - 17:00
Пятница - 9:00 - 17:00
Суббота - 9:00 - 16:00
Воскресенье - 9:00 - 17:00

Цена билетов:
250 рублей взрослый и 150 рублей для учащихся школ, лицеев, колледжей, кадетских корпусов, студентов дневных отделений ВУЗов; пенсионеров, офицеров, служащих по контракту и гражданского персонала МО РФ

И так начнём наше знакомство с музеем ВВС РФ, и начнём мы с центрального ангара.

И-16 - первый поступивший на вооружение Советских ВВС скоростно истребитель-моноплан с убирающимися шасси. Впервые позади летчика поставлена бронеспинка. Самолет И-16 участвовал в воздушных боях: в небе Испании и Китая, на Халкин-Голе (впервые в истории авиации были применены реактивные снаряды), в советско-финляндской войне, в Великой Отечественной войне.

Самолет И-16

В этом же зале представлен двигатель Костовича. Его предполагалось установить на дирижабле "Россия". 

Модель дирижабля Циолковского

Модель дирижабля Циолковского

Модель самолета "Вуя-2", 1907г. конструктор Траян Вуя (Румыния)

Вуя-2

Макет планера А.Туполева. Планер построен А.Туполевым в туденческие годы, на нем будущий конструктор в 1909 году совершил прелёт через Яузу

Макет планера А.Туполева

Далее переходим в соседний ангар, где размещены различные самолеты

посещение музея Монино

По-2 (до 1944г. - У-2) - ночной, легкий бомбардировщик. Самолеты По-2 находили самое широкое применение: учебные, санитарные, связи, транспортные, ночные легкие бомбардировщики, а также корректировщики и разведчики. Во время ВОВ было много авиационнных полков, вооруженных самолетами По-2, в том числе один женский.

самолет По-2

И-16 - первый скоростной истребитель-моноплан с убирающимися шасси. Летчик-испытатель В.П.Чкалов. Полномасштабный макет самолета истребителя И-16 изготовлен на предприятии им.Орджоникидзе и передан в музей в феврале 1983 года

 Истребитель И-16

 Самолет-разведчик Р-5. Летчик-испытатель М.М.Громов

посещение музея в Монино

Истребитель И-15бис. Летчик-испытатель В.П.Чкалов

истребители в Монино

Фронтовой истребитль Ла-7

истребитель Ла-7

В этом зале представлены истребители времен ВОВ

Монино музей ВВС

 Фронтовой истребитель Як-9у

истребитель Як-9

Бронированный штурмовик Ил-10М. Лётчик испытатель Коккинаки В.К.

штурмовик Ил-10

В музей лучше приезжать всей семьей, будет интересно всем возрастам

Музей в Монино с детьми

Осмотрев центральный ангар отправляемся на открытую стоянку самолётов. Площадка под открытым небом впечатляет своими размерами, а особенно впечатляет выставленными экспонатами.

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4. Первый в Советском Союзе носитель ядерного оружия

бомбардировщик Ту-4

Дальний бомбардировщик Ту-16. Первый советский серийный реактивный дальний бомбардировщик со стрелковым крылом

Самолеты в музее Монино

На открытой площадке можно увидеть гиганта Ми-12. Тяжелый транспортный вертлет ОКБ М.Л.Миля

вертолет ми-12

На вертолете установлен рекорд грузоподъемности (40 тонн на высоту 2250м). Лично я увидел этого гиганта впервые и у меня был восторг :) Думаю у детей он вызовет бурю эмоций, размеры вертолета поражают!

грузовой вертолет ми-12

 Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22

бомбардировщик Ту-22

Ту-22М - первый серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности

Музей ВВС

Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28

Ил-28

Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К

Музей ВВС в Монино

Сверхзвуковой стратегический ракетоносец М50

самолёты в музее Монино

Ударно-разведывательный самолёт Су-100. Главный конструктор Черняков Н.С. Летчик испытатель В.С.Ильюшин

самолет Су-100

Самолет уникальной сварной титаново-стальной конструкции. Впервые в мире применена система дистационного управления (СДУ) по 3-м каналам с 4-х кратным резервированием. Всего выполнено 10 полетов

советский военный самолет

Далее заглянем в ангар - "Уникальные летательные аппараты"

уникальные летательные аппараты

Фронтовой истребитель Ла-15. Впервые применена герметическая кабина пилота. Всего было выпущено 235 самолётов

Монино истребители

Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" - отечественный самолет гигант, первый в мире четырехмоторный, тяжелый бомбардировщик

бомбардировщик Илья Муромец

Самолеты "Илья Муромец" активно учавствовали в Первой мировой войне. Установлено несколько мировых рекордов: грузоподъемности и продолжительности полёта.

самолет Илья Муромец

Истребитель "Сопвич". "Сопвич" - триллан, один из наиболее удачных английских истребителей, применявшихся в гражданской войне 1917-1919гг. В России было несколько таких самолетов, полученных в 1917 году

Сопвич

Опытный пассажирский самолет АНТ-2

АНТ-2

Самолёт рекордной дальности АНТ-25. На самолетах АНТ-25 выполнен ряд выдающихся перелетов и установлены мировые рекорды дальности беспосадочного полета.

Монино АНТ-25

Аэросани "Север-2". Установленный на лыжи, с авиационным мотором АИ-14, серийный автомобиль "Победа", был превращён в быстроходный специальный транспорт. На аэросанях "Север-2" выполнялись регулярные почтовые и пассажирские рейсы, в период зимнего бездорожья, в районах Сибири, Дальнего Востока

Аэросани Победа

Дископлан - экспериментальный планер с круглым крылом, конструкции М.В.Суханова (выпуск 1950г.). Предназначен для исследования условий планирующего спуска на Землю, с использованием эффекта "воздушной подушки" для безопасного приземления.

уникальные летательные аппараты

После осмотра ангара "Уникальные летательные аппараты" перемещаемся на соседнюю площадку с вертолетами

вертолеты в Монино

Тяжелый десантно-транспортный вертолёт Як-24. Крупнейший в мире и первый в СССР вертолет двухвинтовой продольной схемы "Летающий вагон"

вертолёт Як-24

Транспортно-боевой вертолёт Ми-24А

Ми-24А вертолет

Вертолет-кран Ми-10

Ми-10

ОКБ М.Л.Миля. Ведущий конструктор Л.Н.Бабушкин. летчик-испытатель Г.В.Алферов, Б.В.Земсков

вертолет Ми-10

Ми-10 способен перевозить крупногабаритные грузы массой до 15 тонн. На вертолете установлено 8 мировых рекордов

вертолет кран Ми-10

Легкий вертолет Ми-2

Монино вертолеты

Экспериментальный самолёт вертикального взлета и посадки Як-36

самолет Як-36

Музей в Монино считается одним из крупнейших авиационных музеев мира, а его коллекция самолетов просто фантастическая.

Музей самолетов в Монино

 Высотный самолет М-17. На этом самолете в 1990 году установлено более 20 рекордов высоты, скорости полёта и скороподъемности

самолет М-17

В музее выс сможете увидеть Ан-22 Антей

Ан-22 Антей в Монино

На сегодняшний день Ан-22 «Антей» является самым большим в мире турбовинтовым самолетом, а по некоторым своим характеристикам он превосходит более распространенный Ил-76.

экспозиция музея в Монино

На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.
Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев и Ульяновск.
Всего было выпущено 68 самолетов. Ан-22 используется, и по сей день.

ВВС Монино музей

Ил-76М

авиационный музей в Монино

Место командира самолёта Ил-76

Ил-76 место командира

Носовая часть военно-транспортного самолета Ил-76 разделена на две части

Ил-76 в Монино

В нижней части размещена кабина штурмана.

Кабина штурмана Ил-76

Грузовой отсек Ил-76

Ил-76 грузовой отсек

Ту-114 - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.

Монино музей ВВС

Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов

Ту-114 в Центральном музее ВВС в Монино

Ил-62 СССР-86670

Ил-62 СССР-86670

Пассажирский самолет Як-40

Як-40 в Монино

Ту-95 - стратегический бомбардировщик

стратегический бомбардировщик Ту-195

В этот день нам очень повезло, нам предоставился шанс заглянуть внутрь стратегического бомбардировщика

Ту-195 в Монино

Экипаж самолёта составляет 7-11 человек (в зависимости от модификации).

салон Ту-195

Например, на Ту-95МС — командир корабля, помощник командира корабля, штурман корабля, второй штурман корабля, оператор бортовых средств связи (БСС), бортинженер, командир огневых установок (КОУ).

Монино Ту-195

Ту-95 - самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями

Монино Ту-95

Место командира стратегического бомбардировщика

Внутри самолета Ту-95

Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти

Экипаж Ту-95

Рабочее место штурмана

Штурман на Ту-95

Самолёты Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, разработанными на Государственном Союзном Опытном заводе № 2 Министерства авиационной промышленности СССР под руководством конструктора Н. Д. Кузнецова и произведёнными в Куйбышевском моторном заводе имени Фрунзе.
Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.
Соосные винты с переменным шагом типа АВ-60 различных модификаций и серий, установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров

винты Ту-95

Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек

Монино Ту-95

Впервые Ту-95МС были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам Исламского государства.
5 июля 2017 года стратегические ракетоносцы Ту-95МС, взлетевшие с аэродрома Энгельс, долетели до Сирии с дозаправкой в воздухе и нанесли удар по складам и командному пункту боевиков ИГ новейшими крылатыми ракетами Х-101. Атака была совершена с расстояния до цели около 1000 км

музей в Монино Ту-95

Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12

Бе-12

Ту-144 СССР-77106

Ту-144 СССР-77106

Ту-144 СССР-77106 был построен Воронежским Авиационным Заводом в 1975 году и уже 4 марта заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.И.Вобликов поднял его в воздух.

СССР-77106

Самолёт эксплуатировался на рейсах из Москвы в Алма-Ату

Монино Ту-144

В общей сложности самолет налетал 582 часа

Аэрофлот Ту-144

Добро пожаловать на борт Ту-144 СССР-77106

Музей ВВС Ту-144

Салон первого класса

Ту-144 салон самолета

Экономический класс

Ту-144 в Монино

Подсветка, кондиционер, указатели мест

указатели мест в салоне самолета

Туалетная комната на борту самолёта

ту-144 туалет на борту

Трассы полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144

схема полётов Ту-144

Кабина пилотов

кабина пилотов Ту-144

Кабина рассчитана на четырёх членов лётного экипажа: командира, второго пилота, бортинженера и инженера-экспериментатора.

кабина ту-144

По признанию самих летчиков, «летать на Ту-144 — это целоваться с тигром». Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты Аэрофлота были только вторыми пилотами. Пилоты прекрасно понимали: резерва топлива у них нет. Если основной аэропорт в Алма-Ате не принимает, а единственный запасной в Ташкенте вдруг закроется по метеоусловиям, сажать лайнер будет попросту негде. Диспетчеры каждые 10-15 минут отслеживали, какие условия для приёма самолёта в обеих столицах советских республик. Каждый пассажирский рейс «Москва — Алма-Ата» весь аппарат министерства, всё начальство «Аэрофлота» — все на ушах стояли.

 Ту-144 кабина пилотов

Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д

29 февраля 1980 года, экипаж Г.Воронченко перегнал Ту-144 СССР-77106 в Музей ВВС в Монино, где он и остался навсегда.

Ту-144 СССР-77106

Вид на открытую экспозицию с трапа Ту-144

открытая экспозиция Монино

Далее отправляемся к стоянке Ил-18

Ил-18 в Монино

Ил-18В СССР-75737 был построен на Московском заводе «Знамя труда» в 1961 году. В том же году он был передан в 67- ленинградский авиаотряд, в котором и пролетал до выработки своего ресурса в 1977 году.

СССР-75737

Ил-18 - пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.

Ил-18В бортовой СССР-75737 в Монинском музее ВВС

Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.

Монино Ил-18

Самолёт находится в таком хорошем состоянии благодаря волонтерам под руководством Юлия Кудрявцева. Самолет простоял на самом краю музейной площадки больше 40 лет. В 90-е самолет был серьезно разграблен, а в начале 2000-х на нем произошел пожар, который к счастью удалось потушить. При этом полностью выгорела и оплавилась отделка салонов.

волонтеры в Монино

Благодаря волонтерам полностью заменена кабина пилотов

Монино Ил-18

Рабочее место командира Ил-18

Ил-18 в музее Монино

Место штурмана

Ил-18 место штурмана

Салон

Салон Ил-18

В музее есть реставрационная мастерская, в которой занимаются восстановлением и поддержанием в хорошем состоянии экспонатов.
Волонтеры и любители авиации своими силами поддерживают и восстанавливают самолёты

Ил-18 Монино

Если вам не безразлична судьба Ил-18, то вы можете помочь волонтерам в восстановление

Реквизиты для пожертвований на продолжение реставрации:
Сбербанк: 4276400042079005, Кудрявцев Юлий Владимирович
Яндекс-деньги: 410012288154736

ЖЖ Ил-18: https://75737.livejournal.com
ЖЖ волонтёров: https://aviarestorer.livejournal.com
Группа ВК: https://vk.com/aviarestorermonino

Монино Ил-18

Вот такой замечательный, уникальный музей ВВС в Монино! Очень советую его посетить семьей!




www.moscowalk.ru