Москва - сегодня, будь в курсе!
Немногие наверное знают, что за парковкой (напротив Терминала С аэропорта Шереметьево) находится уютный и очень познавательный музей авиакомпании Аэрофлот. Аэрофлот — национальный авиаперевозчик, крупнейшая российская авиакомпания. Занимает в России первое место по пассажирским перевозкам как на внутренних, так и международных воздушных линиях. Музей работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00 (в ПТ до 15:00), вход свободный.
Экспозиция музея располагается в 4-х залах. Каждый зал рассказывает про определенный этап развития авиакомпании
Музей открылся 7 мая 1985 года, к сорокалетия победы в Великой Отечественной войне.
До 2006 года музей находился на втором этаже в здании прилета Терминала B. Из окон музея был отличный вид на лётное поле аэропорта, как говорится весь "аэропортовский муравейник" был на глазах посетителей. Но потом аэропорт и авиакомпания разделились и Терминал стал принадлежать порту, которому музей тут нужен не был. Руководством Аэрофлота, в то время генеральным директором ОАО "Аэрофлот" был Окулов М.В было принято волевое решение освоить под музей цокольное помещение центра подготовки авиационного персонала. Так и появилось новое здание у музея авиакомпании Аэрофлот.
В первом зале музея мы знакомимся с зарождением авиации
Всем...Всем...Всем...тот не гражданин СССР кто ДОБРОЛЕТА не акционер. Один рубль золотом делает каждого акционером Добролета
Плакат, выпущенный обществом "Добролет" 1923г. авторы: В.Маяковский и А.Родченко
Пионеры воздухоплавания: Ломоносов Михаил Васильевич, Менделеев Дмитрий Иванович, Можайский Александр Федорович, Жуковский Николай Егорович, Циолковский Константин Эдуардович
Модель самолета "Илья Муромец". Построен в конце 1913г., првый полет совершил 11 декабря 1913г. В мае 1914г. был выпущен второй самолет с более мощными двигателями, на котором были установлены мировые рекорды: полет с 10-ю пассажирами на высоту 2000м; полет с шестью пассажирами продолжительностью 6 часов 33 мин и полет с 15-ю пассажирами (включая экипаж). На самолетах "Илья Муромец" впервые был освоен полет в закрытой кабине. На протяжении примерно 5 лет серийного производства самолеты "Илья Муромец" подверглась модификациям, в основном в связи с заменой двигателей.
Эмблемы обществ гражданской авиации РСФСР
Первые пассажирские самолеты общества "Добролёт" брали на борт до 6 пассажиров.
Международные перелеты советских пилотов в 30-е года XX века
1925г. - групповой перелет самолетов АК-1, Р-1, Р-2 по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин
1926г. - перелет летчика М.Межераупа по маршруту Москва - Анкара
1926г. - перелет летчика Я.Моисеева по маршруту Москва - Тегеран - Москва
1926г. - перелет летчика М.Громова на самолете АНТ-3 по маршруту Москва - Берлин - Париж - Рим - Прага - Варшава - Москва
1927г. - перелет летчика С.Шестакова и бортмеханика Д.Фуфаева на самолете АНТ-3 по маршруту Москва - Токио - Москва
1929г. - трансантлантический перелет экипажа С.Шестакова по маршруту Москва - Нью-Йорк
Акционерное общество "Добролет" возникло 17 марта по инициативе руководителей многочисленных промышленных органов, во главе с Промбанком в лице товарища А.М.Краснощенкова, с целью содействия Красной Армии в удовлетворении её потребности в авиации
Н.Шебанов - первый летчик-международник Аэрофлота, налетавший 1 млн.км.
Пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). Дальность полета - 700 км. Число пассажиров - 9 человек
Фронтовые будни
Кочаров Н.И. - участник Великой Отечественной войны. В 1943г. начальник аэродрома, куда прибыла первая группа летчиков полка "Нормандия-Неман". В послевоенное время представитель Аэрофлота в ряде стран Европы и Африки.
Ветеран Аэрофлота В.Н.Белослудцев в годы Великой Отечественной войны выполнил 200 боевых вылетов
Меховые рукавицы Героя Советского Союза В.А.Борисова
Участник Великой Отечественной войны, ветеран Аэрофлота Сергей Иванович Тихонов с дочерью. создатель и первый директор музея ЦУ МВС
Форменный китель Героя Советского союза, первого руководителя международного аэропорта Шереметьево Борисова В.А.
Повседневный китель генерал-лейтенанта авиации Полуягчика Н.К., генерального директора ЦУ МВС (1981-1987)
Герои Советского союза и Герои России - работники международного Аэрофлота
Формемнное пальто Героя Советского Союза Езерского Д.С. командира корабля авиагруппы МВС, выполнявшей особые задания (наччало 50-х гг.)
Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941-1954гг.
Самолет АНТ-20 "Максим Горький"
Впервые поднят в воздух 17 июня 1934г. летчиком-испытателем М.М.Громовым. До мая 1937г. эксплуатировался как агитсамолет. Рассчитан на перевозку 60 пассажиров. 18 мая 1935г. потерпел катастрофу, СНК СССР принял решение взамен погибшего воздушного судна построить три самолета такого же типа и размеров - "Владимир Ленин", "Иосиф Сталин", "Максим Горький".
Самолет АНТ-37 бис "Родина"
Выпущен в феврале 1936г. Переделан из серийного самолета ДБ-2 (АНТ-37) под рекордный полет бригадой П.О.Сухого. 24-25 сентября 1938г. летчицы В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко и М.М.Раскова на самолете "Родина" совершили полет по маршруту Москва - поселок Керби, преодолев за 26 часов 29 минут летного времени расстояние 5908 км. После перелета самолет эксплуатировался в Аэрофлоте, затем, до 1943г., на авиазаводе в Москве.
Самолет ЛИ-2
Прототип американского самолета Дуглас DC-3. переработкой чертежей применительно к отечественной технологии и переводом размеров с дюймов на миллиметры руководил В.М.Мясищев. Серийное производство самолета под обозначением ПС-84 начато с середины 1938г., ЛИ-2 с сентября 1942г. использовался для перевозки пассажиров и грузов
ИЛ-14 - пассажирский поршневой ближнемагистральный двухдвигательный самолет. Разработан в СССР в конце 1940-х для замены устаревших Ли-2 и Ил-12. первый полет на Ил-14 был выполнен в 1950 году. Всего выпущено 3500 экземпляров
Учитесь настойчиво военному делу! Храбро-мужественно сражайтесь с врагом до полной победы!
За годы великой Отечественной войны экипажами ГВФ:
- перевезено более 2 млн.350 тыс военнослужащих;
- доставлено на передовую 278 тыс.т. различных грузов;
- эвакуировано в тыл около 350 тыс. тяжелораненых
- на международных авиалиниях перевезено 32382 пассажира
Заканчиваем осмотр первого павильона (история авиации, и авиация вовремя Великой Отечественной войны) и переходим в соседний зал
Летный комплекс (ЛК) - ключевое подразделение компании. на международных линиях всегда работали лучшие пилоты страны, прошедшие строгий профессиональный отбор летчики международного Аэрофлота освоили 16 типов воздушных судов, выполняли полеты практически во все страны мира. Многие специалисты ЛК удостоены почетных званий, отмечены высокими государственными наградами.
Ту-104 - первый отечественный реактивный самолет. его летные испытания начались в 1955 году. массовое использование закончилось в начале 1980 года. Ту-104 был один из самых распространенных самолетов в СССР. в 1960 году треть всех пассажирских авиаперевозок осуществлялась на этой машине.
Бугаев Борис Павлович - советский лётчик, военный и государственный деятель, Главный маршал авиации (28 октября 1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983), в своё время личный пилот Брежнева Л.И.
Экипаж самолета Ту-104. Из первого экипажа, на сегодняшний день, жив только бортинженер Круппа Иван Степанович (в центре нижняя фотография)
На смену Ту-104 пришла громадина Ту-114
Ту-114 - один из первых дальнемагистральных лайнеров. Впервые поднялся в небо 15 ноября 1957 года (экипаж лётчика-испытателя А.П.Якимова). 18 октября во Внуково был показан участникам проходившего в Москве Международного совещания представителей коммунистических и рабочих партий. В июне 1959г. первый прототип экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже. Затем совершил перелет в США, где в течение 10 дней демонстрировался на аэродроме Айдл-Уайдл (за это время его посетило 40000 человек). 24 апреля Ту-114 выполнил первый рейс с пассажирами по маршруту Москва - Хабаровск. Герметический пассажирский салон серийных самолетов был рассчитан на 170 мест, в том числе 12 в спальном варианте. С 1969 года все самолеты переоборудованы в 200-местные, а некоторые в 220-местные. На нижней палубе располагались багажные отсеки и кухня (в составе экипажа был повар). Всего изготовлено 32 самолета.
Аэронавигационный прибор самолета Ту-114
Туполев 134
Первый полёт выполнил 29 июля 1963, в эксплуатации с сентября 1967 года. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего, вместе с опытными и предсерийными образцами, было построено 854 самолёта всех модификаций.
Ту-134 предназначен для эксплуатации на линиях средней протяженности. На самолете установлены два турбореактивных двигателя, имеющие реверс тяги. Вспомогательная силовая установка обеспечивает запуск двигателей, электропитание и работу системы кондиционирования.
Ковальчук Владимир Григорьевич - пионер освоения самолетов Ту-124 и Ту-134. В течение двадцати лет выполнял полеты на международных линиях. Награжден орденами трудовой Славы II и III степени.
Гаврилов Александр Сергеевич - заслуженный пилот СССР. 12 сентября 1967 года на самолете Ту-134 открыл первый международный рейс по маршруту Москва - Стокгольм. награжден восемью орденами и многими медалями.
Потемкин Владимир Яковлевич, легенда Аэрофлота. Прошел путь от рядового сотрудника до начальника, был генеральным директором Аэрофлота, 235 летного отряда. Шеф-пилот М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина
Картерьев Петр Николаевич - заслуженный пилот СССР, командир подразделения самолетов Ту-154. Вместе с КВС Овсянниковым К.Г. совершил первый полет на Ту-134 по маршруту Москва - Шпицберген.
Яковлев Анатолий Федорович - заслуженный пилот СССР. Безаварийно налетал более 17 тысяч часов
В 1979 году впервые в истории отечественной гражданской авиации три экипажа самолетов Ту-154 под руководством командира подразделения Героева И.Н. перелетели через Кефлавик в Гавану. Слева направо: бортинженер Хохлов В., штурман Чернецкий Е., руководитель группы Шемякин А, КВС Демин А., КВС Героев И., второй пилот Харитонов О., бортрадист Ивлиев В.
Фрагменты приборных досок членов экипажа ВС Ту-154
Далее представлена знаменитая машина Ил-62 и её история
Экипаж КВС Шапкина Н. 3 июня 1974 года выполнил первый рейс в Перу. Это было 65-е государство, куда начал летать Аэрофлот.
Герой Социалистического труда. заслуженный пилот СССР Кузнецов Николай Александрович. Летал на международных воздушных линиях более 15 лет. На Ил-62 выполнил первый полет из Москвы в Ханой. Ввел в строй более 50 КВС.
Ветеран Аэрофлота бортрадист Шаталов И.И. многие годы летал в составе экипажей на самолете Ил-62. Одним из первых в ЦУ МВС обеспечивал ведение связи на английском языке.
Ил-86 - первый отечественный широкофюзеляжный самолет. Опытный самолет впервые поднялся в небо 22 декабря 1976 года. в июне 1977г. самолет был показан на международной авиационно-космической выставке в Париже. В конце декабря самолет Ил-86 выполнил первый регулярный рейс. Выпускался серийно в 1980-1994гг. Всего построено 103 самолета.
В 2014 году авиакомпания Аэрофлот вывела из своего парка все шесть пассажирских самолетов Ил-96-300. Причиной стала их экономическая неэффективность.
По слухам, их хотят продать на Кубу авиакомпании Cubana de Aviacion
Далее представлена форма бортпроводников различных лет
Зимняя форма бортпроводников 1972 - 1976гг. Сшита из сукна малинового цвета, синие: косоворотка, перчатки и котелок
Летняя форма бортпроводников 1962-1972гг. Серый приталенный костюм, белая блузка и серая пилотка
1980г. Летняя форма сшита специально к Олимпиаде в Москве: красное платье, синий шарф
Попова Мария Николаевна - в годы Великой отечественной войны военный летчик. выполнила 640 боевых вылетов. Награждена орденом Красного Знамени и двумя орденами Отечественной войны. Первый начальник Службы бортпроводников ЦУ МВС (1967-1971гг.)
Комплекс сервиса на борту (КСБ) - одно из крупнейших подразделений Аэрофлота. Здесь работают более 3500 сотрудников, включая 2600 бортпроводников. Бортпроводники Аэрофлота - лицо компании. Их задача - обеспечение безопасности и качественного обслуживания пассажиров на борту воздушных судов.
Подразделение бортпроводников создано в Аэрофлоте 11 июля 1967 года. Оно формируется специалистами, владеющими как минимум одним иностранным языком, прошедшими специальную подготовку, в том числе в зарубежных учебных центрах. Форма одежды для сотрудников КСБ разрабатывалась лучшими дизайнерами страны.
Летняя форма бортпроводников 1985-1990гг. Клетчатый костюм, белая блузка с коротким рукавом, красный или синий шейный платок.
Дамская сумочка, которой пользовались бортпроводницы в начале 60-х годов XX века
Форма бортпроводников 1995-2003гг. Разработана российским кутюрье Валентином Юдашкиным. Черный костюм с красным жилетом, белой блузкой и галстуком-бабочкой. Впервые в форме бортпроводников Аэрофлота появились брюки.
Счётчик, которым пользовались при подсчете пассажиров бортпроводники в 60-70-х годах XX в.
Один из первых аппаратов для просмотра и печати технической документации по самолету А310 (начало 90-х годов)
Далее представлен авиационный парк авиакомпании Аэрофлот с 1960 - 1993гг.
Ту-104, начало эксплуатации 15 сентября 1956г.
1960г. Московская международная авиагруппа начала обслуживать из аэропорта Шереметьево авиаперевозки в 23 зарубежных государства.
Ту-114, первый полет выполнен 15 ноября 1957г. Начало эксплуатации в Аэрофлоте - 1958г.
1969г. С открытием авиатрассы в Сингапур Аэрофлот начал выполнять полеты в 51 государства мира
Ил-18, первый полет выполнен 4 июля 1957г., начало эксплуатации 1959г.
1975г. Аэрофлот выполнял полеты в 82 пункта 64 стран мира
Ту-134, первый полет 29 июля 1963г., начало эксплуатации сентябрь 1967г. Рейс Москва - Адлер
1977г. Перевозки Аэрофлота на внутренних и международных линиях впервые превысили 100 млн.человек
Ту-154, первый полет выполнен 3 октября 1968г. Всего выпущено 935 самолетов. В Аэрофлоте эксплуатировался до 2010г.
1982г. Самолеты Аэрофлота выполняли регулярные полеты в 115 городов 93 стран мира
Ил-62, первый полет 3 января 1963г, начало эксплуатации 1967г.
Ил-96-300, первый полет выполнен в 1988г. (странно, что в этом списке не представлен самолет Ил-86...)
1990г. аэрофлот выполнял за рубеж 362 пассажирских и 22 грузовых рейса в неделю
Боинг 737-400
Переходим в соседний зал, тут представлена уже история современного Аэрофлота
Руководители Аэрофлота
Бренд узнаваемый в мире
SkyTeam Alliance — второй по величине альянс авиаперевозчиков после Star Alliance, созданный 22 июня 2000 года. Альянс объединяет 20 авиакомпаний с четырёх континентов.
С 14 апреля 2006 года в SkyTeam входит Аэрофлот. Таким образом, SkyTeam стал первым международным альянсом, который включил в свой состав российскую авиакомпанию.
Аэрофлот является основным перевозчиком спортсменов на Олимпийские игры и Чемпионаты мира и Европы
В ближайшее время в музее появится большая коллекция с символикой Сочи 2014
Почетная книга авиакомпании Аэрофлот
Существует три праздника, в которые издается приказ о внесении в книгу почета. 9 февраля - день гражданской авиации; 17 марта - день Аэрофлота; день воздушного флота - 3-е воскресенье августа
Все самолеты Аэрофлота именные.
25 августа 2011г. Аэрофлот ввел в эксплуатацию второй самолет Sukhoi SuperJet 100, названный в честь Героя Советского Союза Дмитрия Езерского
По предложению работников музея, правлению авиакомпании была представлена справка с ходатайством рассмотреть вопрос о присвоении звании самолетам супер заслуженным людям при жизни. Решение было поддержано, но с поправкой, присваивать звания только самолетам Российского производства. В настоящее время, после вывода Ил-96, российский самолет только Sukhoi SuperJet 100
28 декабря 2011г. Аэрофлот начал эксплуатировать пятый самолет SSJ-100, названный в честь заслуженного пилота ССССР Х.Н.Цховребова
9 июня 2011г. в 13 часов 14 минут по московскому времени в Шереметьево прилетел первый самолет SSJ-100, названный в честь известного полярного летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова
В последнем зале музея собраны различные сувениры и призы
Аэрофлот располагает флотом, состоящим из 144. Средний возраст авиапарка по состоянию на 30 марта 2014 года составляет 4,26 года. Самолёты в современной раскраске имеют надпись АЭРОФЛОТ по-русски на левой стороне фюзеляжа и AEROFLOT латиницей — на правой.
Масштабные закупки «Аэрофлота» наглядно демонстрируют стремительный рост компании. Самолётный парк постоянно обновляется. Огромные вложения должны обернуться реализацией самых амбициозных планов нынешнего руководства госпредприятия – в будущем войти в первую пятёрку мировых лидеров авиаперелётов.
С уважением,
В.Карпук
еmail: wkarpoukyandex.ru