Москва - сегодня, будь в курсе!
МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье…», посвященную 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства.
Выставка включает около восьмидесяти работ 1950-х — 1990-х годов из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев (1934—1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники – Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты: Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи. Название выставки — «Бывает сон как зренье…» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).
Яковлев происходил из семьи «возвращенцев» с Запада. Его дед Михаил Николаевич — замечательный художник-импрессионист, представленный в коллекции Третьяковской галереи, большую часть жизни провел в Западной Европе, и на выставке в МАММ будет представлено несколько его избранных работ. В 1930-е годы Михаил Яковлев «по идеологическим соображениям» вернулся в СССР с женой бельгийкой и сыном Игорем (отцом Владимира Яковлева) — молодым инженером, выпускником брюссельского университета.
Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что там издавалось.
Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов — после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которая оказала на его индивидуальный стиль мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо — и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи — в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графическую работу Пикассо из собрания парижского музея – «Кошку, пожирающую петуха» (1953).
Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. «Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае — история искусства) лишь повод для нового высказывания», — пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <…> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений».
Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже.
Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии – из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. «… Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, “внутреннее” видение, компенсировавшее физический недостаток», – вспоминает Янкилевский.
После смерти матери в 1984 году художник провел четырнадцать лет (с небольшими перерывами) в психоневрологическом интернате №30. Там же 10 октября 1998 Владимир Яковлев умер.
Поэту Геннадию Айги принадлежит очень точное определение личности Яковлева — «высокотрагедийная личность уровня Ван Гога». В своих воспоминаниях Айги также сохранил для нас и слова самого Владимира Яковлева об искусстве и смерти: «Он говорил, что искусство – средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально. Разговор этот меня по своей экзистенциально-трагически-мучительной глубине буквально потряс. Я запомнил только одну фразу: “Искусство – это стаканом по голове”».
Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в выставку «Бывает сон как зренье…» вошло то немногое, что сохранилось от периода его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.
К выставке приурочено издание альбома «Бывает сон как зренье ...», 160 страниц, М.: Сканрус, 2014, составитель — Александр Кроник.
КАЛЕНДАРЬ ПИРЕЛЛИ 2015
Фотограф Стивен Мейзел
Проект предоставлен: PIRELLI
Выставка продлится с 18 декабря по 1 февраля
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
Остоженка, 16
МАММ представляет выставку легендарного календаря «Пирелли». За пятьдесят лет существования проекта в нем приняли участие самые яркие звезды мировой фотографии: Ричард Аведон, Герб Ритц, Питер Линдберг, Хельмут Ньютон, Сара Мун, Анни Лейбовиц, Марио Тестино, Карл Лагерфельд, Патрик Демаршелье, а также самые красивые и талантливые модели и актрисы современности: Софи Лорен, Пенелопа Крус, Джулианна Мур, Моника Белуччи, Синди Кроуфорд, Кейт Мосс, Наталья Водянова, Хайди Клум, Жизель Бундхен, Андриана Лима и другие.
Первое издание календаря вышло в свет в 1964 году по случаю открытие филиала Pirelli в Великобритании. В первом календаре были опубликованы работы Роберта Фримана, официального фотографа «The Beatles», работавшего под руководством Дерека Форсайта. Именно тогда родилась идея создания эксклюзивного изысканного художественного издания, обладание которым было синонимом принадлежности к миру роскоши и гламура. В 2015 году выходит 42 выпуск календаря «Пирелли», созданный одним из самых влиятельных и востребованных мировых fashion-фотографов – Стивеном Мейзелом.
Выпускник нью-йоркской Высшей школы искусства и дизайна – Стивен Мейзел на протяжении 20 лет является автором всех обложек итальянского Vogue и вот уже 10 лет он – бессменный фотограф Prada. Именно Мейзел работал с Мадонной над ее скандальной книгой «SEX». Его по праву считают первооткрывателем всемирно известных топ-моделей, среди них: Линда Евангелиста, Наоми Кемпбелл, Наталья Водянова, Коко Роша и др.
В работе над календарем приняла участие гуру fashion-индустрии – знаменитая Карин Ройтфельд, возглавлявшая французский Vogue в течение 10 лет. Она вдохновила Мейзела на создание провокационных, чувственных, дерзких образов при помощи использования латекса в качестве элемента костюмов моделей.
«Мы постарались внести в изображения детали, благодаря которым модели становятся более сексапильными… С точки зрения материалов латекс повторяется чаще всего: он красивый, разносторонний, он очень интересный ввиду своего блеска. Мы его использовали, чтобы придать изображениям оттенок «высокой моды», который сочетался бы с красотой моделей, и щепотку «чувства юмора». Этого последнего не отнять ни у меня, ни у Стивена, и думаю, что это видно в фотографиях: по этой причине я бы определила этот календарь, как сексапильный и чуточку забавный и ироничный», – вспоминает о съемках Карин Ройтфельд.
Стивен Мейзел, в свою очередь, размышляет над образами, наиболее часто встречающимися в современном обществе: «Мне кажется, что именно эти эстетические модели являются ориентиром в современном мире. Они представляют те стереотипы, которые сегодня нам навязывают мода и «система звезд». Я хотел создать не концептуальный календарь, привязанный к определенной системе координат, а 12 снимков, абсолютной героиней которых ввиду своей чувственности, была сама женщина».
В этом году героинями календаря стали – американки Джиджи Хадид, Кэндис Хаффин, Кэролин Мёрфи и Камерон Рассел, бразильянки Изабели Фонтана, Адриана Лима и Ракель Циммерман, англичанка Карен Элсон, пуэрториканка Джоан Смоллс, россиянки Наталья Водянова и Саша Лусс (которая будет присутствовать на открытии), а также немка Анна Эверс.
«ЛЮДИ СВЕТА»
Выставка будет проходить с 18 декабря по 18 января
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16
Арт-проект «Люди Света», посвящённый 10-летию компании «РусГидро», — это фотоистории о российской гидроэнергетике в лицах, 52 сюжета, которые в течение всего юбилейного 2014 года раз в неделю выходили на сайте www.ludi-sveta.ru. Они рассказывают о людях, чей труд дает свет и тепло городам и селам, позволяет работать заводам и стройкам. Это истории о творениях рук «людей света» — уникальных плотинах и гидростанциях, водохранилищах и речных шлюзах. И совсем неважно, каких масштабов эти объекты, все они по-своему интересны и важны, как сюжет о затерявшейся в горах Дагестана малютке — Курушской ГЭС или рассказ о Саяно-Шушенской ГЭС, которая мощнее этой малютки в 13 тысяч раз.
Рефреном проекта из сюжета в сюжет звучит мысль: люди — главное достояние компании «РусГидро». Без них самое современное оборудование, самые прогрессивные технологии мертвы и бесполезны. Именно поэтому людские судьбы — главная тема проекта. Здесь нет разделения на важных персон и рядовых, все вместе они составляют одну успешную команду. Одинаково интересны зрителю и читателю и рассказ о судьбе живой легенды российской гидроэнергетики главного технического инспектора РусГидро Валентина Стафиевского, и сюжет о Сергее и его собачке Люсе, которые в магаданской глуши, за сотни километров от цивилизации следят за работой подстанции.
Каждая серия представляет собой десятки ярких, выразительных фоторабот в сопровождении текста. Известные российские фотомастера отправились в разные концы России, от Камчатки до Северного Кавказа, и запечатлели повседневную жизнь тех, кто работает на ГЭС. Разумеется, их внимание не обошло и многообразную и уникальную природу России — великие реки Сибири, тайгу и горы, вулканы Камчатки. «Люди Света» — коллективный продукт. Участие в проекте таких фотохудожников, как Сергей Пономарев, Дмитрий Костюков, Елена Чернышова, Юрий Козырев, Митя Алешковский, Оксана Юшко и других, позволило увеличить аудиторию проекта.
Выставка «Люди света» в Мультимедиа Арт музее — это шаг из виртуального пространства в реальное, когда зритель в буквальном смысле оказывается внутри проекта, когда цифровые изображения превращаются в фотоотпечатки и слайд-шоу, а тексты — в аудиозаписи.
После показа в Москве выставка будет показана в российских регионах. Лучшие из работ проекта войдут в фотоальбом «Люди света».
МАРК РИБУ
«ВСЕМИРНЫЙ АЛФАВИТ»
Стратегические партнеры Музея: Росбанк, Renault
Выставка продлится с 18 декабря по 1 февраля
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
Остоженка, 16
Мультимедиа Арт Музей, Москва / музей «Московский Дом фотографии» представляет выставку классика мировой фотографии, знаменитого французского фотокорреспондента – Марка Рибу, обладателя множества престижных международных премий, члена легендарного фотоагентства «Магнум», возглавлявшего его в 1975-1976 гг.
Работы Рибу находятся в коллекциях Музея Современного искусства в Нью-Йорке (МоМА), Чикагском Институте Искусств, Парижской национальной библиотеке и др. Персональные выставки Марка Рибу с огромным успехом проходят по всему миру. Среди наиболее заметных проектов: ретроспективные выставки в Метрополитен-музее (Metropolitan Museum of Art) в Нью Йорке (1972); в парижском Музее современного искусства (Musee d'Art Moderne de la Ville de Paris) (1985); в Международном Центре Фотографии (Iternational Center of Photography) в Нью Йорке (1988); в Европейском доме Фотографии, Париж (Maison Européenne de la Photographie) (2004), в музее «Московский Дом фотографии» (2005), в Музее современного искусства, Париж (Musee d'art moderne de la ville de Paris) (2009). Репортажи Рибу печатались в ведущих мировых журналах: «Life», «Geo», «National Geographic», «Paris-Match», «Stern» и др.
В экспозицию вошли более 160 фотографий, среди них, как знаковые снимки, признанные одними из лучших фотографий XX века: «Маляр на Эйфелевой башне» или фотография участницы демонстрации против войны во Вьетнаме, протягивающей цветок в ответ на наставленные на нее штыки, так и редкие, практически неизвестные зрителям работы, созданные в период с конца 50-х годов XX века до наших дней.
Марк Рибу родился в 1923 году. Когда ему исполнилось 13 лет, в подарок от отца он получил старую, времен Первой мировой войны, камеру Vest Pocket Kodak. Именно с ее помощью Рибу сделал первые снимки. О своем юношеском увлечении он не вспоминал почти 15 лет – во время Второй мировой войны Марк Рибу был участником французского Сопротивления, по окончании войны получил диплом инженера École Centrale de Lyon, работал по профессии на заводе в Лионе. Все изменила поездка на театральный фестиваль в 1951 году, во время которого Рибу создал один из своих первых фоторепортажей. Рибу принял решение оставить работу и попробовать стать фотографом и отправился в Париж. В 1952 году произошла судьбоносная встреча с великим Анри-Картье Брессоном, главой фотоагентства «Магнум», ставшим его главным наставником, благодаря ему Марк Рибу начал сотрудничать с агентством. Карьера Рибу быстро пошла в гору: уже в 1953 году журнал «LIFE» напечатал ставшую знаменитой фотографию «Маляр на Эйфелевой башне». В 1959 году он стал вице-президентом «Магнума» по Европе, а в 1975-1976 - президентом фотоагентства.
Марк Рибу объехал весь мир: побывал на Ближнем и Дальнем Востоке, в Китае, Индии, Непале, Алжире, Северном и Южном Вьетнаме, Камбодже, Польше и Чехословакии, проехал на автомобиле от Аляски до Мехико. Он был одним из первых западных фотографов, попавших в Китай после Культурной революции 1949 года. Рибу – автор знаменитых фоторепортажей: «The Three Banners of China», «Face of North Vietnam», «Visions of China» и «In China» и др. В 1960 и 1967 годах Марк Рибу побывал в Советском Союзе.
Марк Рибу удивительным образом сочетает в себе жесткость политического фотокорреспондента и лиричность фотохудожника. Ему одинаково удаются репортажи из горячих точек планеты и жанровые снимки, портреты, городские пейзажи. При этом он невероятно скромный человек, он всегда предпочитает оставаться невидимкой. «Я разрывался между страхом слишком приблизиться к людям, но что-то иное заставляло меня подойти ближе, чтобы присмотреться», – вспоминает Рибу.
Несмотря на почтенный возраст, Марк Рибу продолжает работать и верит, что лучшие снимки еще впереди. «Возможность видеть и фотографировать красивое лицо или туманный пейзаж вызывает такие ощущения, как будто я слушаю музыку. Это помогает мне жить» – признается он.
Рассказывая о выставке Марка Рибу, необходимо сказать несколько слов о кураторе выставки, известном французском журналисте, писателе (и жене Марка Рибу) – Катрин Шэн (Catherine Chaine). Долгое время она работала в отделе «Просвещение» еженедельника Elle, публиковала интервью с писателями в журнале Le Nouvel Observateur (беседы с Жаном-Полем Сартром, Альбером Коэном и др.) и в газете Le Monde (с Пьером Гольдманом, Морисом Сендаком). Ее книга Le Voyage sans retour des enfants d'Izieu («Безвозвратное путешествие детей из Изьё»), вышедшая в издательстве Gallimard Jeunesse, получила премию за лучшую молодежную книгу 1994 года. А в 2004 году книга Катрин Шэн, рассказывающая о ее дочери-инвалиде, «J'aime avoir peur avec toi» («Мне нравится бояться вместе с тобой»), изданная Éditions du Seuil, была отмечена призом французской прессы.
Выставка «Всемирный алфавит» включает четыре раздела. Первый и второй – представляют снимки, ставшие сегодня классикой мировой фотографии, созданные Рибу во Франции и Советском Союзе. Третий и четвертый – знакомят с книгами для детей и взрослых, которые составила Катрин Шэн, взяв за основу фотографии Марка Рибу: «I comme image»/«(буква) И как Изображение» или «Картинка создает слово» и «1.2..3…image»/«Раз, два, три…картинка» или «Все правильно подсчитано?», выпущенные издательством Gallimard Jeunesse в 2010-м и в 2011 году.
В разделе, визуализирующем книгу «I comme image»/«(буква) И как Изображение» или «Картинка создает слово», куратор, сопоставляя слово и изображение, учит нас читать и чувствовать фотографию.
Раздел, посвященный книге «1.2..3…image»/ «Раз, два, три…картинка» или «Все правильно подсчитано?» дает возможность потренировать внимание и любознательность, считая слонов, пловцов, телефоны, чашки китайского чая, играющих в футбол детей и многое другое на фотографиях Марка Рибу, а также совершить увлекательное путешествие, по Европе, Африке, Америке и Азии, обнаруживая, что правила счета одинаковы для всех. На снимках Марка Рибу можно разглядеть общее в людях с разным цветом кожи, живущих на разных континентах в разных обстоятельствах. Благодаря его фотографиям можно понять, что в разных странах одинаково страдают и одинаково радуются, любят и ценят жизнь.
Выставка, открывающаяся в Мультимедиа Арт Музее, Москва / музее «Московский Дом фотографии» – это еще и возможность в игровой форме заняться изучением французского языка в дни школьных новогодних каникул, благодаря специальным образовательным программам, созданным Марком Рибу и Катрин Шэн.
Выставка подготовлена при поддержке посольства Франции и Французского Института в России.
«Джулия Маргарет Кэмерон (1815 - 1879)»
Выставка организована Музеем Виктории и Альберта, Лондон
Куратор: Марта Вайс
Стратегические партнеры Музея: MasterCard, Росбанк
Выставка будет проходить с 19 ноября по 1 февраля 2015
в Мультимедиа Арт Музее, Москва
ул. Остоженка, 16
МАММ представляет выставку, приуроченную к 200-летию выдающегося английского фотографа – Джулии Маргарет Кэмерон. В экспозицию вошли снимки из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта – Кэмерон сотрудничала с ним еще в то время, когда он назывался музеем Южного Кенсингтона и его возглавлял сэр Генри Коул. Именно в Музее Виктории и Альберта в ноябре 1865 года состоялась первая и единственная прижизненная выставка фотографий Джулии Кэмерон.
Джулия Маргарет родилась в Калькутте в семье чиновника Ост-Индской компании и французской аристократки. Училась в Индии и в Париже. Вернулась в Калькутту и вышла замуж за юриста и владельца чайных плантаций Чарльза Кэмерона. Из-за работы мужа она долгое время провела в английских колониях – в Индии и на Цейлоне, а после того, как он вышел на пенсию, семья вернулась в Англию. По времени это совпало с образованием Братства Прерафаэлитов, бросивших вызов британскому академизму. С членами Братства Джулия Кэмерон познакомилась, благодаря своей сестре – Саре Принсеп.
На приемах, организованных миссис Принсеп собирались звезды викторианской эпохи: лорд Альфред Теннисон, астроном и фотограф сэр Джон Гершель, писатели Энтони Троллоп, и Чарльз Доджсон (Льюис Кэрролл), художники Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и др.
В 1860 году семья Кэмеронов переехала на остров Уайт. Однако сельская жизнь навевала уныние, чтобы спасти мать от скуки, дочь подарила ей камеру. Фотография стала смыслом жизни и настоящей страстью 48-летней Кэмерон. Она самостоятельно освоила сложную технику альбуминовой печати с мокроколлоидных негативов. Этот процесс требовал, чтобы стеклянная пластина с нанесенной на нее светочувствительной эмульсией экспонировалась во влажном состоянии. Затем негатив проявлялся, промывался и покрывался лаком. Отпечатки делались контактным способом, то есть негатив накладывался прямо на фотобумагу и экспонировался при солнечном свете. Кэмерон использовала выдержку от трех до семи минут, и многие из ее моделей рассказывали, как было трудно в течение долгого времени сохранять абсолютную неподвижность.
Огромное влияние на ее творчество оказали литература, религия и эстетика прерафаэлитов, пропагандировавших возвращение к искренности и простоте эпохи Кватроченто. Прерафаэлиты отказались от академических принципов «кабинетной» живописи, полагали, что все необходимо писать с натуры, а в качестве моделей выбирали друзей или родственников. Кроме того, искусство должно было способствовать возрождению духовности, нравственной чистоты и религиозности.
В одном из писем, к Джону Гершелю, Кэмерон признавалась: «Я стремлюсь облагородить фотографию, привнести в нее дух и цели высокого искусства, объединив реальное и идеальное, и ни в чем не погрешить против истины, при всей возможной преданности поэзии и красоте». Вдохновившись принципами прерафаэлитов, Кэмерон создавала композиции на библейские, исторические и аллегорические темы. Часто на ее снимках можно увидеть героев пьес и поэтических произведений, так, по просьбе Теннисона она сделала фотоиллюстрации к его «Королевским идиллиям».
Моделями Джулии Кэмерон в основном были члены семьи, друзья и слуги. Ей позировали ее племянница миссис Дакворт (мать Вирджинии Вульф) и Алиса Лиддел (прототип кэрроловской Алисы), блистательная исполнительница шекспировских ролей Эллен Терри, Альфред Теннисон, Томас Карлейль, Чарльз Дарвин, Генри Лонгфелло и др.
Работы Кэмерон шли вразрез с правилами, которыми руководствовались фотографы викторианской эпохи: они были намеренно сняты не в фокусе, на них часто можно было заметить царапины и пятна. Современники критиковали Кэмерон за нетрадиционную технику, но в то же время восхищались красотой композиций и ее решимостью сделать фотографию искусством. Сама Кэмерон так описывала свой метод: «Приближаясь к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливалась вместо того, чтобы крутить линзы для достижения более четкого фокуса, на чем настаивают все остальные фотографы».
Несмотря на то, что Джулия Кэмерон занималась фотографией совсем недолго – всего одиннадцать лет, ей удалось оставить яркий след в истории мировой фотографии. Ее работы и сегодня служат источником вдохновения для современных фотографов – например, для великолепной Анни Лейбовиц, создавшей один из портретов актрисы Джессики Честейн для журнала Vogue, под впечатлением от творчества Джулии Кэмерон.