Москва - сегодня, будь в курсе!
Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского располагается по адресу: улица Радио, д.17, корп. 5. Экспозиция посвящена жизни и научному творчеству великого русского учёного, математика и механика, одного из основоположников авиационной науки Н. Е. Жуковского. Н.Е. Жуковский – выдающийся русский ученый, создатель аэродинамики как науки.
Перед зданием музея установлен бронзовый бюст Н.Е.Жуковского с надписью: «Человек полетит опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума»
Экскурсии в Научно-мемориальном музее Н.Е.Жуковского проводятся по предварительной записи. Телефон: (495) 916-90-91 доб. 42-35, 42-18, 42-30
Научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского был открыт 17 января 1956 года. В его создании активно участвовали ученик Жуковского, генеральный конструктор, академик А.Н. Туполев, академики С.А. Христианович и М.В. Келдыш.
Первым научным руководителем музея была Заслуженный деятель культуры России Н. М. Семенова, более сорока лет возглавлявшая музей.
Коллекция значков
Значков очень много представлено
Экспозиция музея расположена в здании, где сразу после создания в 1918 году начал свою работу Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Здание является памятником истории
Экспозиция музея располагается на двух этажах здания. На первом этаже, на одном из стендов, представлены исторические фотографии с разных мероприятий.
Вручение дипломов и медалей лауреатам премии им.Н.Е.Жуковского. Слева направо: Б.С.Стечкин, А.И.Макаревский, В.М.Мясищев, С.М.Белоцерковский, Г.Ф.Бураго, Н.М.Семёнова.
На фотографии показаны
- здание Научно-мемориального музея Н.Е.Жуковского (1954г.)
- экспозиция залов музея (1956г)
А.Н.Туполев на открытии мемориальной доски Н.Е.Жуковскому
Работы Жуковского в области аэродинамики явились источником основных идей, на которых строится авиационная наука. Он всесторонне исследовал динамику полета птиц, теоретически предсказал ряд возможных траекторий полета. В 1904 г. Жуковский открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета; определил основные профили крыльев и лопастей винта самолета; разработал вихревую теорию воздушного винта.
Далее отправляемся на второй этаж, там то и находится основная экспозиция музея
«ЦАГИ: наше высокое Московское небо»
Макет представляет композицию московских «небоскребов», спроектированных за последние 15 лет и проходивших обследования аэродинамических нагрузок на моделях в первой аэродинамической трубе Т 1-2
Идём в зал «Научная биография профессора Н.Е.Жуковского»
Николай Егорович Жуковский родился 5/17 января 1847г. в с.Орехове Владимирской губернии
Отец Егор Иванович Жуковский
Мать Н.Е.Жуковского – Анна Николаевна Жуковская
Дом в Орехове, в котором родился и жил Николай Егорович Жуковский
Самая крупная заслуга Н.Е.Жуковского состоит в открытии принципа образования подъемной силы крыла аэроплана и в установлении теоремы, дающей количественную её величину.
Большинство из работ собранных в музее подлинные собрания, опубликованные в позапрошлом и начале прошлого века. Также посетителям представлены фотографии, письма Н.Е. Жуковского к матери и сестре и важные исторические документы, бережно хранящиеся в специальных стеклянных витринах.
Далее переходим в Зал №2 – создание Н.Е.Жуковским научно-экспериментальной базы аэродинамики в России.
Письменный стол с печатной машинкой. Печатная машинка “Hammond” 1904г.. Принадлежала известному русскому ученому химику профессору Н.А.Шилову, который жил по соседству с Н.Е.Жуковским в Мыльниковском переулке и вёл с ним научную переписку.
Полёт студента А.Н.Туполева , 1909г.
Аэродинамическая труба
Николай Жуковский начал исследовать движения тел в воздухе ещё в конце 19 века. Но для полноценных экспериментов была нужна аэродинамическая лаборатория. В 1904 году под началом Жуковского недалеко от Москвы был основан первый в мире аэрогидродинамический институт. В распоряжении ученых было уникальное оборудование, в частности аэродинамическая труба, для испытания винтов и моделей, измерения силы тяги, лобового сопротивления и других аэродинамических сил. На заре авиации летательные аппараты строились, по сути, на глаз, без расчетов по уравнениям и формулам. Исследования, проведенные Жуковским и его коллегами с помощью аэродинамической трубы, помогли сформировать теоретические основы аэродинамики, которые позволили авиаконструкторам строить самолёты, основываясь на расчетах, а не чутье.
Следующий зал №3 – создание и первые годы работы ЦАГИ
В Музее можно увидеть практически все модели российских самолетов, вертолетов, планеров, первых ракет, макеты искусственных спутников Земли (в том числе и первого из них), космических кораблей, модели авиационных и ракетных двигателей. Есть и уникальные экспонаты, которые можно увидеть только здесь.
На опыте строительства аэросаней и глиссеров в ЦАГИ разрабатывались методы конструирования металлических самолётов, изучались свойства алюминиевых сплавов, создавалась технология их обработки и изготовления полуфабрикатов. В условиях эксплуатации аэросаней и глиссеров изучались поведение новых сплавов, их прочностные и коррозионные характеристики.
Аэросани АНТ-5, 1924 год
Первые аэросани, глиссер и самолёт АНТ-2, построенные А.Н.Туполевым из нового конструкционного металла-кольчугалюминия, созданного И.И.Сидориным в начале 20-х годов.
Серей Алексеевич Чаплыгин – ученик и соратник Н.Е.Жуковского, второй председатель коллегии ЦАГИ, руководитель теоретических работ и строительства лаборатории ЦАГИ
Группа участников строительства аэросаней Арбес-1 во дворе дома №17 по улицы Радио, ныне музей Н.Е.Жуковского.
В ноябре 1932 года командующий ВВС РККА Яков Алкснис внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета предложение об учреждении нового праздника – Дня авиации. Ежегодно планировалось проводить масштабные парады, демонстрирующие населению достижения отечественной авиации. Предложение было рассмотрено, и Совет народных комиссаров СССР принял постановление №859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР». Профессиональный праздник касался военных, гражданских летчиков и создателей авиатехники. С 1934 года День авиации празднуется каждое 18 августа.
АНТ-4 (ТБ-1) тяжелый цельнометаллический бомбардировщик. По своим компоновочным решениям во многом опередил дальнейшее развитие мирового тяжелого самолётостроения. Построено 216 ед. На ТБ-1 был выполнен первый перелёт из СССР в США.
Зал №4 – рекордные перелеты 30-х годов
Приём в Кремле экипажа самолёта АНТ-25 – Героев Советского союза тт.Чкалова, Байдукова и Белякова.
Макет самолёта АНТ-25
Астронавигационный прибор – солнечный указатель курса
Научно-мемориальный музей Н.Е. Жуковского является незаменимым местом встреч деятелей отечественной авиации. Здесь проводятся выставки, лекции, вечера памяти и юбилеи, и многое другое.
Зал №5 – ЦАГИ и Отечественная авиация в довоенное время и в годы Великой Отечественной войны
Су-12 («РК»), СССР 1947г.
Артиллерийский корректировщик и разведчик. Самолёт двухбалочной схемы, четырехместный, с двумя двигателями АШ-82ФН, с носовой стеклянной гондолой на крыле для обзора, защищенный противоосколочной броней. Су-12 был богато оборудован дневной и ночной аэрофотосъемочной аппаратурой. После государственных испытаний был рекомендован к серийной постройке, однако по разным причинам серийно не строился.
В этом зале представлен макет лаборатории прочности ЦАГИ. На самолёт прикрепляют сотни датчиков для измерений
Испытание крыла самолёта Ту-2 на прочность в лаборатории прочности ЦАГИ
Натуральный самолёт SSJ 100 в зале статических испытаний.
Бюст А.Н.Туполева и его детища (модели самолётов Ту)
Модели самолетов Туполева
Аэронавигационное оборудование самолётов 1920-1930-х гг.
Макет в разрезе военно-транспортного самолёта Ту-75
Памятник главному конструктору Н.Н.Поликарпову
Модель опытного летающего автомобиля на воздушной подушке «Чайка». Машина была разработана Горьковским автозаводом при участии ЦАГИ. В 1960г. был разработан проект и в 1962г. построен экспериментальный образец машины. Машина способная двигаться по дороге на колесах, лететь на воздушной подушке над поверхностью суши, болота и воды. Воздушная подушка создавалась при помощи двух осевых вентиляторов. Тяга для горизонтального движения создавалась соплами, работающими от вентиляторов. На модели сопла не показаны.
Последний, пятый зал совмещен с конференц-залом Музея, рассчитанным на 60 человек.
В этом зале представлено множество различных моделей самолётов и вертолётов.
Военные самолёты
Гражданские самолёты
Вот такой познавательный и интересный научно-мемориальный музей профессора Н.Е. Жуковского