Москва - сегодня, будь в курсе!
Пожалуй самый близкий музей к станции метро - музей Московского метрополитена, расположен в южном (первый вагон из центра, выход к стадиону "Лужники") вестибюле станции «Спортивная» на втором и третьем этажах. Музей основан в 1967 году
Москву невозможно себе представить без метро. Каждый день под землю спускается порядка 7-8 миллионов людей, метро удобный и быстрый вид транспорта для такого мегаполиса, как Москва
Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В. И. Ленина
Под землей товарищ крот
До ушей разинув рот.
Электричество гудет,
Под землей трамвай идёт.
Во Москве-реке корась
Смотрит в дырочку сквозь грязь,
Под землей быстрей налима
Поезда проходят мимо (Владимир Маяковский о проекте метро)
Немедленно приступить к подготовительным работам по сооружению метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, что бы уже в 1932 году уже начать строительство метрополитена (Из решения июньского пленума ЦК ВКП(б). 1931 год
Вход в музей абсолютно бесплатный для всех желающих.
График работы музея:
Вторник-пятница с 9:00 до 16:30
Суббота с 10:00 до 16:30
Последний вторник каждого месяца санитарный день. Вход посетителей прекращается за 30 минут до окончания работы музея
8 марта 1935 года пригласительный билет на право одной поездки в поезде Московского Метрополитена
Московский метрополитен им.Л.М. Кагановича, схема линий, май 1935г.
оказывается, что самые первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи, но до проекта дело так и не дошло
В конце ноября 1931 года во дворе дома № 13 по Русаковской улице около Сокольников первые лопаты Мосметростроя вгрызлись в землю. Так началось строительство московского метрополитена, где заложили первую шахту. В январе 1932 года работы начались на всех участках, однако они проводились вручную, так как предполагалось, что московский метрополитен будет в большинстве своём надземным, а под землёй проходить только в самом центре на небольшой глубине. Работы шли крайне медленно, прежде всего из-за нехватки специалистов
1934-1935гг. Выпуск техников-электриков-курсантов первых курсов при метрострое по подготовке эксплотационных кадров для Московского метрополитена, Группа I-II
Торжественное открытие музея Метрополитена, 6 ноября 1967 год З.П. Троийкая, Н.С. Тимофеев, Г.Беспаленко
За героический труд по перевозке пассажиров и помощь в разгроме врага в годы Великой Отечественной войны государственный комитет обороны принял решение передать на вечное хранение московскому метрополитену переходящее Красное знамя ГКО
Под знаменем Ленина-Сталина вперед, на разгром немецких захватчиков!
Москва, Кремль 6 сентября 1947 года - Указ Президиума верховного совета СССР о нагрождении московского метрополитена орденом Ленина
Свыше двух тысяч работников московского метрополитена были отмечены медалями "За оборону Москвы" и "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."
Коллекция значков о Московском метрополитене
Плакаты, посвященные Курской битве и бронепоезду "Московский метрополитен", размещенные в салонах электропоезда "Курская дуга", курсирующего по Сокольнической линии
В 2003 году составу присвоено имя "Курская дуга" в честь экипажа бронепоезда "Московский метрополитен"
В 1943 году на средства, собранные метрополитеновцами, был построен бронепоезд "Московский Метрополитен"
5-7 июля 1943 года экипаж бронепоезда, в составе которого защищали Родину работники Московского метрополитена, вел тяжелые оборонительные бои в кровопролитном сражении на Курского дуге и выполнил одну из боевых задач, определивших исход сражения
В день юбилея 25 летия Метрополитеновцам от Московских Метростроевцев (15 мая 1960 года)
Бумажные билеты для прохода в метро, проверявшиеся контролёрами на входе
В разное время цена проезда сильно отличалась, например с 01.01.1961г. - 5 копеек (при чем эта цена была на протяжении практически 30 лет). В 11.06.1997г. проезд составлял - 2000 рублей, с с 01.01.2011г. - 28 рублей
В своё время для прохода в метро использовались жетоны
Билеты на время действия для ручного контроля 70-н - 90-е годы XX века. Кстати, я ещё помню, что при заходе в метро показываешь проездной, а не куда не прикладываешь:)
Карманная схема 1976 года. Перед московской Олимпиадой 1980 года на схемах, сначала карманных, названия станций начинают дублироваться латиницей
Вагонная схема 1954 года
Тележка типа "УГ"
Состоит из рамы, люлечного подвешивания, надбуксового подвешивания, двух колесных пар с буксами, тормозных устройств, деталей подвески тяговых двигателей (с опорой на основные пошипники) и двух брусьев с токоприемниками. Кухов вагона покоится на двух таких тележках
Крупнейшие метрополитены в мире:
по количеству станций и длине маршрутов — Нью-Йоркский
по длине линий — Пекинский (456 км) и Шанхайский (439 км)
по ежедневному и годовому пассажиропотоку — Токийский и Сеульский
по количеству станций признанных объектами культурного наследия Московский метрополитен
Самые маленькие метрополитены: в венесуэльской Валенсии, бразильском Салвадоре и итальянской Катании
Первая линия метрополитена длиной 6 км была построена в Лондоне. Запущена 10 января 1863 года
На европейском континенте старейшими являются метрополитены Будапешта (1896), Парижа (1900), Берлина (1902), а также Гамбурга (1912).
В России первая линия метрополитена была торжественно открыта в Москве 15 мая 1935 года. На территории СССР метрополитен был открыт также в Ленинграде (1955), Киеве (1960), Тбилиси (1966), Баку (1967), Харькове (1975), Ташкенте (1977), Ереване (1981), Минске (1984), Горьком (1985), Новосибирске (1986), Куйбышеве (1987) и Свердловске (1991).
После распада СССР метрополитен был открыт всего лишь в трёх городах: Днепропетровске (1995, Украина), Казани (2005, Россия) и Алма-Ате (2011, Казахстан).
Электропоезд метрополитена состоит из нескольких вагонов: двух головных вагонов, имеющих кабины управления и от одного до шести промежуточных вагонов, прицепленных между ними
Вот так выглядит место машиниста метропоезда
Профессия машинист - трудная и очень ответственная
Система компьютерной диспетчерской централизации. Применяется с 90-х годов XX века
На мониторе отображается информация, необходимая диспетчеру для управления работой линии
В день моего посещения музея работал только третий этаж, второй этаж был закрыт на ремонтные работы...
Электрический пост управлением поездов
Предназначен для организации движения поездов в пределах станции
Турникет для прохода в метро
С 1 января 1961 года по 1 апреля 1991 года турникеты принимают пятикопеечные монеты. Со 2 апреля 1991 года по 31 марта 1992 года часть турникетов принимает 15-копеечные монеты, а в часть - необходимо бросать по три пятикопеечные монеты подряд. С 1 марта 1992 года турникеты принимают металлические, а с 15 ноября того же года — пластиковые жетоны. С сентября 1997 года используются бумажные билеты с магнитной полосой
Автомат для размена денег на пятикопеечные
Вагоны Московского метро
В музее лучше примкнуть к какой-нибудь группе, экскурсоводы рассказывают посетителям об истории строительства метро, о том, какие сложности возникли при его сооружении и как появился символ метро – красная буква «М». Также на экскурсии можно узнать об архитектуре метрополитена и о том, с какой тщательностью создавались интерьеры первых станций, некоторые из которых сегодня являются культурно-историческими памятниками. На интерактивной компьютерной схеме можно наблюдать за движением поездов и работой светофоров, а также ознакомиться с ответственной работой диспетчера. Также в экспозиции – один из первых турникетов метро и старинный автомат для размена пятикопеечных монет. Более 30 лет цена на проезд в метро составляла пять копеек и подобные автоматы стояли на всех станциях метро, а сегодня он вызывает множество вопросов у детей и ностальгию у взрослых, так что посетите этот уникальный и познавательный музей
Система состоит из 12 линий общей протяжённостью 317,5 км в двухпутном исчислении.В московском метро 190 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия. До 2020 года по планам правительства Москвы будут построены ещё 64 станции, а протяжённость подземки возрастёт на 137 км