Москва - сегодня, будь в курсе!
В декабре 2019 года, в самом центре Москвы, улица Большая Никитская, дом 46/17, строение 1, был открыт Музей военной формы. Это уникальный проект Российского военно-исторического общества, основная цель которого – сохранение и популяризация лучших традиций российской военной службы. Посетителям Музея представлены образцы военной формы одежды и амуниции от XVI века до современности.
Музей работает:
ВТ – СБ с 10:00 – 19:00
Стоимость билетов:
Взрослый – 400 рублей
Детский (с 7-14 лет) – 150 рублей
Музей располагается в классическом ансамбле городской усадьбы Васильчиковых на Большой Никитской улице, возведённой в конце XVIII — начале XIX века.
Перед музеем установлены 10 бронзовых бюстов советских и российских военачальников, составляющих Аллею Полководцев.
Посетители познакомятся с основными этапами эволюции военной формы — с момента создания регулярной армии Петром I и до наших дней.
Для сборных групп детей предусмотрены интерактивные костюмированные программы. Поверьте, дети останутся, очень довольны от увлекательной программы. В каждом зале музея детей будет сопровождать, увлекать и играть с ними разный персонаж, а точнее герой того временного периода про, что экспозиция зала.
Правление Петра I вошло в отечественную историю под знаменем глобальных перемен во всех сферах жизни государства. Придя к власти, Пётр столкнулся с необходимостью проведения радикальной военной реформы и формирования регулярной армии, основой которой стали два гвардейских полка: Преображенский и Семёновский. Армия в Петровскую эпоху получила чёткую организацию, единое обмундирование и снаряжение. Была введена рекрутская повинность, установлена новая система воинских чинов, созданы централизованные органы военного снабжения. В 1720 году был законодательно установлен численный состав армии, определены количество оружейных и амуничных вещей на каждый полк и сроки их службы. Первым вариантом военной формы стало «венгерское платье», которое вскоре уступило место униформе западноевропейского образца. Также были утверждены основные цвета для родов войск. Петровские нововведения легли в основу всего последующего развития русского мундира. Военные новшества молодого царя сделали своё дело – Российская армия совершила прорыв и всего лишь за несколько лет вышла на уровень армий европейских стран.
Мушкетёр Смоленского пехотного полка, 1709 год
Правление Анны Иоанновны Елизаветы Петровны 1730-1740, 1741-1762
В 1731 году, в России, сформирован первый кирасирский полк. Отличительной особенностью кирасир стали кирасы – стальные нагрудники, крепившиеся специальными ремнями на спине.
Законодательно введено определение носимой на шляпе кокарды из белых лент в качестве «Российского полевого знака»
Рядовой Архангелогородского драгунского полка 1756-1763 годы
Экспозиционное пространство музея создано с использованием современных мультимедийных технологий, в числе которых широкоформатные экраны и проекции
Музей военной формы является лидером среди музеев Москвы по внедрению современных технологий в представленной экспозиции (тач-панели, широкоформатные экраны, проекции, биноскопы и многое другое)
Битва при Молодях – крупное сражение, длившееся с 28 июля по 2 августа 1972 года в сорока вёрстах от Москвы, на пересечении старой Серпуховской дороги и реки Рожайки. Противоборствующими сторонами были армия русского государства и войска крымского хана Девлета I Гирея с союзниками. Несмотря на численное превосходство, в этом тяжелом оборонительном сражении крымское войско было разбито и обращено в бегство.
По своему значению, для отечественной истории, битва при Молодях по праву занимает место в ряду таких сражений, как Куликовская, Полтавская и Бородинское сражение.
Мундирское платье императрицы Екатерины II по форме Кавалергадского корпуса 1766 года
Екатерина II Алексеевна Великая - императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Екатерина II – великая российская императрица, царствование которой стало самым значимым периодом в русской истории. Эпоха Екатерины Великой знаменуется «золотым веком» Российской империи, культурную и политическую жизнь которой царица возвела до европейского уровня.
Российская армия в правление императрицы Екатерины II достигла самого высокого в Европе уровня развития. Реформы в русской армии и на флоте стали основой блестящих побед на суше и море. За время правления Екатерины II Россия приобрела выход к Чёрному морю, позволивший освоить новые торговые пути и приступить к созданию Черноморского флота.
Князь Г.А.Потемкин явился инициатором радикальных мер по изменению военной формы российского солдата. В потёмкинских войска были отменены неудобные букли и парики; взамен кафтанов и камзолов введены удобные свободная куртка и широкие штаны; башмаки с штиблетами заменены на сапоги с короткими голенищами. Широкополые шляпы сменила фетровая каска. Вместо прусских мотивов во внешнем виде русского солдата стали угадываться австрийские и польские тенденции.
Рядовой мушкетерских рот Нижегородского пехотного полка (1787-1796гг)
На этой тач-панели, рядовой Апшеронского мушкетёрского полка, расскажет Вам о своей форме, для чего служит каждый предмет гардероба, а также о своём оружии.
Таких тач-панелей, с которых военные рассказывают о своей форме, в музее много.
Рядовой Московского гренадерского полка (1797-1799гг)
Рядом с подставкой есть датчик, если провести над ним рукой...
то фигура солдата сделает круг вокруг себя и у вас будет возможно рассмотреть форму солдата со всех ракурсов
Далее вы увидите вообще, что-то фантастическое!!! Если вы посмотрите в биноскоп, то перед вами развернется "реальная битва". Пушки и мушкеты стреляют, солдаты идут в наступление, одним словом вы окажетесь в эпицентре сражения.
Очень крутая штука!
В следующем зале вас ждёт не менее интересная штука :) На экране можно «сшить» пехотный мундир. Можно нажать на любой элемент и узнать информацию о нём. Чтобы сшить пехотный мундир, нужно перемещать элементы в соответствии с рисунком
Результат Вас потрясёт!:)
Александр I. (1801-1825гг). Бородино (1812)
Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года между армиями Наполеона и Кутузова состоялось 7 сентября (26 августа).
Кутузов в своем письме императору Александру I:
«Баталия, 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать; но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге».
На широкоформатном экране, с помощью джойстика, можно получить максимальную информацию о ходе сражения
Николай I (1825-1855)
Николай I вступил на престол после скоропостижной смерти своего старшего брата Александра и отречения от престола наследовавшего ему Цесаревича Константина Павловича. Не готовившийся стать монархом, но являвшийся отменным военным, Николай I станет жёстким, но справедливым правителем своей эпохи.
По указам Николая I производилось преобразование армии, вводились новые элементы форменной одежды и снаряжения. Разнообразие форм было так велико, что даже пехотные полки имели разное обмундирование. Кавалерия была одета весьма пёстро, её форма имела массу мелочей, пригонка которые требовала и времени, и сноровки. С 1832 года начинаются некоторые упрощения и упорядочение в форменной одежде. В 1844 году тяжёлый и неудобный кивер в пехоте заменяется каской с острым навершием – этот головной убор был выполнен по эскизам самого императора Николая I и генерала Л.И.Киля. На офицерских эполетах появляются звёздочки, на погонах нижних чинов – лычки. Пуговиц украшаются изображениями государственного герба, гренады, на них появляются номер.
При этом «обмундирование тогдашнее заставляло желать многого и стесняло все движения до крайности. Короткий без карманов мундир и глухие брюки – в обтяжку…Форма эта, конечно, усугубляла тяжесть строевого учения» (офицер лейб-гвардии Преображенского полка Г.П.Самсонов)
Форма рядового московского пехотного полка (1854-1855 гг)
Куртка рядового Нижегородского драгунского полк. Российская империя, 1836 год
Шаровары нижних чинов Нижегородского драгунского полка. Российская империя, 1834 год
Шинель походная офицерская Колыванского егерского полка. Российская империя, 1854-1856 годы
Ещё одна крутая штука в музее: На стене нарисована большая карта, вы двигаете планшет и на его экране показываются события Русско-турецкой войны
Александр III (1881-1894 гг.)
Александр III вошёл в историю, как Царь-Миротворец, проводивший мирную внешнюю политику и стремившийся оградить страну от участия в международных конфликтах.
Несмотря на миролюбивую политику, внутри страны и в армии не прекращаются преобразования. Вводятся новые воинские уставы, реформируется система военного обучения. Значительным изменениям подвергается военный мундир. По указу императора вводится новая форма, соотносившаяся с государственными идеями славянофильства и несшая на себе узнаваемые черты русского национального костюма. В её основу были положены единообразие, дешевизна, удобство носки и пригонки. Все это достигалось в ущерб красоте. Кафтаны тёмно-зелёного, почти чёрного, цвета на крючках, без пуговиц, и широкие шаровары пришли на смену мундирам с цветными лацканами. Головным убором в гвардии и армии стала не высокая круглая барашковая шапка с суконным дном. Мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки стал похож на мундир пехоты, барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Безусловным новшеством стало введение в жаркое время года белых полотняных гимнастических рубах, до той пор носившихся лишь на Кавказе и в Туркестане. Несмотря на это, утилитарный материализм реформы обмундирования сказался самым отрицательным образом в в духовно-воспитательной области военного дела.
Капитан армейской пешей артиллерии (1-я батарея 1-й артиллерийской бригады) 1882 год
Проходим в следующий зал, где показывается голографическая проекция, с которой рассказываются исторические факты о сражениях, офицерах и военной форме. Проекция на столько реалистична, что и не отличишь от живого человека :)
Николай II (1894-1917). Русско-японская война (1906-1906)
В октябре 1894 года не стало Александра III. Его наследнику – молодому императору Николаю II было 26 лет. Получившему домашнее образование по специально написанной программе, включавший курс Академии Генерального штаба, несколько лет прослужившему в гвардии Николаю тем не менее не удалось оградить страну от тяжелого поражения в Русско-японской войне и смуты революционных событий 1905 года.
Для поднятия пошатнувшегося престижа армии в 1908 году проводится очередная реформа обмундирования, частично возвращающая общий облик военного к эпохе Александра II. Вернули наименования гусарских и уланских полков, и они засверкали великолепием касок, доломанов, цветных лацканов.
Мундиры. Российская империя. 1907-1917гг.
Рядовой особых пехотных бригад Русского экспедиционного корпуса во Франции 1916г, с одним из первых противогазов.
В этом зале, можно присесть на ящики и послушать в наушнике истории о Великой Победе!
Рядовой (самокатчик) Отдельной Запасной Самокатной роты. 1915 год
Обмундирование строевых командиров конницы Рабоче-Крестьянской Красной Армии, 1920-1922 годы. Командир эскадрона
Прапорщик 2-го Офицерского генерала Дроздовского стрелкового полка, 1919 года
В отдельном зале представлен макет Усадьба Васильчиковых, где и располагается Музей военной формы
Ансамбль этой городской усадьбы формировался на протяжении почти двух столетий и является одним из интереснейших памятников московской усадебной архитектуры. В 1780-1781 годах на месте раннее существовавших каменных палат конца XVII – середины XVIII века полковник Пётр Иванович Бибиков, представить древнего дворянского рода, начал возводить главный дом усадьбы. Полукруглый выступ в центре дворового фасада свидетельствует о том, что внутренняя планировка главного дома (дворца) отвечала канонам архитектуры раннего классицизма. К 1785 году в юго-восточном углу владения был достроен двухэтажный каменный флигель, предназначавшийся для кухни, кладовых и жилья дворовых людей.
После Бибиковых более полувека, с 1798-го по 1855 год, усадьба принадлежала князю Борису Михайловичу Черкасскому и его наследникам. Разорение усадьбы французами и пожар Москвы 1812 года потребовали изменений в планировке и отделке фасадов, и к середине 1830-х годов все каменные здания усадьбы приобрели единообразный художественный облик в стиле эпохи ампир.
С 1845-го по 1855 год у Черкасского дом снимала родовитая семья князей Васильчиковых. При Васильчиковых в усадьбе проводились литературно-художественные вечера, на которых бывали Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев, И.К. Айвазовский и другие вдающиеся современники. В усадьбе устраивались балы и рождественские ёлки для детей.
В 1881 году банкир, промышленник Лазарь Соломонович Поляков приобрёл усадьбу и использовал её, как доходный дом. С 1903 года в главном дома размещалась женская гимназия, преобразованная после революции в школу №48, которая просуществовала до 1976 года.
После 1917 года помещения усадьб были заселены жильцами. В послевоенное время постепенно вытесненными различными официальными учреждениями. Одним из последних сал Московский союз музыкантов.
А годы советской власти усадебный комплекс почти не претерпел изменений, сохранив уникальную планировку и интерьер помещений.
В Музее есть зал посвященный истории формы одежды, снаряжения и вооружения основных видов русской конницы Императорской кавалерии эпохи XIX – начала XX веков
Форма Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1922-1940 гг.
Парадное обмундирование стрелковых частей Московской Пролетарской стрелковой дивизии. Май 1936 года. Отдельный командир.
Далее переходим в залы, где представлена форма Великой Отечественной войны
Летняя полевая (рабочая) форма одежды командного и начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, образца 1943 года. Лейтенант, бронетанковые войска.
Уникальный мультимедийный экран, на котором показан танк Т-34 в разрезе и все моменты управления им. Показано, что делает каждый танкист во время движения и стрельбы.
«Механики-водители упирались налобником танкошлема в броню и через свой перископ видели происходящее на поле боя чуть лучше, чем новорожденные котята»
Заряжающий. «Как правило, заряжающим танка назначали работягу, который мог быстро поднять снаряд из боеукладки и зарядить пушку»
Радист-пулемётчик.
Летняя полевая форма одежды младшего командного, младшего начальствующего, рядового состава и курсантов военных училищ Рабоче-Крестьянской Красной армии, образца 1943 года.
Макет «Бой в городе 1945 год»
Парадная форма одежды для строя офицерского состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, образца 1943 года. Майор, авиация
Зал - Холодная война 1946-1991. Погода расписано, что и как менялось в форме офицеров и солдат
Девиз ВДВ «Никто кроме нас»
«Каждый из нас причастен к этой мощи и этой грозной силе. Мы создали её сами – трудом, мужеством, доблестью многих поколений, было время, мы отказывали себе в самом необходимом, насущном, чтобы мужали и крепли наши вооруженные силы»
Не всё говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь!
В следующем зале представлена современная форма российских офицеров и солдат
Костюм солдата будущего
Для получения подробной информации нужно использовать планшет. Наводишь на определённую амуницию солдата и тебе рассказывают для чего предназначено, из чего сделано, как используется и т.д.
Тут же можно сыграть в игру камуфляж, на мультимедийном экране. Суть игры в том, что вы снайпер и надо обезвредить противника в разных локациях.
Мы никому не угрожаем, ни на кого не собираемся нападать, ничего ни у кого, угрожая оружием, не собираемся отнять: у нас у самих всё есть. Наоборот, считаю необходимым подчеркнуть: растущая военная мощь России – это надёжная гарантия мира на нашей планете. (В.В.Путин).
Новейшие военные разработки, образцы военной формы, экипировки и снаряжения военнослужащих представлены соответственно трем стихиям – Воздух, Суша, Вода.
Одно из самых засекреченных подразделений в составе ВМФ России – водолазные диверсионные отряды. Их называют ещё «боевые пловцы» - специалисты, используемые для выполнения задач по защите кораблей и береговых сооружений от диверсионных действий, а также в портах, на акватории и побережье, занятых противником.
Арктическая форма. Комплект экипировки военнослужащих, проходящих военную службу в условиях особо холодного климата. Комплект обеспечивает защиту от длительного воздействия холода с высокой влажностью и ветром более 15 м\с, от дождя и налипающего снега, от воздействия условий морского и влажного климата.
«Ратник» - российская боевая экипировка военнослужащего, именуемая также «комплект солдата будущего». Представляет собой комплекс современных средств защиты, связи, наблюдения и прицеливания
В командном пункте вам предстоит уничтожить все приближающиеся объекты к границам нашей родины.
"Защищать" рубежи могут сразу несколько "бойцов"
Резюмируя выше написанное: Музей военной формы самый современный музей в Москве, он просто напичкан современными технологиями. Современные дети, которые уже жить не могут без планшета здесь однозначно понравится!!! Вся экспозиция представлена в очень интересной и познавательной манере, от которой невозможно начать зевать. :)
Обязательно посетите данный музей.