Москва - сегодня, будь в курсе!
После масштабной реставрации открылся музей «Палаты бояр Романовых», входящий в комплекс Государственного исторического музея. Палаты бояр Романовых - единственный в России музей, знакомящий посетителей со всеми сторонами патриархального быта московского боярства XVI-XVII в. на примере подлинных памятников прикладного искусства. Здесь вы увидите воссозданные интерьеры - как жилые, так и хозяйственные, мебель того времени и прочее.
Адрес музея: ул. Варварка, д. 10 (станция метро Китай-город выход №14 на ул. Варварка и далее пешком буквально пять минут)
График работы:
Понедельник — воскресенье: 10:00–18:00
Среда: 11:00–19:00
Выходные дни — вторник и первый понедельник каждого месяца
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея
Стоимость взрослого билета - 350 рублей
Студенты, учащиеся, пенсионеры - 150 рублей
7 сентября состоялось торжественное открытие музея после длительной реставрации. На официальном открытие, с торжественной речью, выступили: директор Исторического музея - Левыкин Алексей Константинович, директор Департамента музеев Минкультуры РФ - Кононов Владислав Александрович, заведующая музеем Палаты бояр Романовых - Щуцкая Галина КонстантиновнаЮ главный архитектор проекта реставрации - Журин Владимир Евгеньевич
Гости, почётные гости и пресса собравшиеся на торжественное открытие музея
По фасадам и кровлям были выполнены следующие работы: ремонт штукатурки и обмазки стен, отделка деревянной поверхности стен, реставрационные работы по белокаменным поверхностям, восстановление покраски стен (особенно сложной «под руст»), смена сплошной обрешетки кровли, покрытие кровли медным листом «в шашку», восстановление водосточных труб и фигурных элементов из меди.
В интерьерах проводились реставрационные работы по кирпичной кладке стен, выполнена реставрация белокаменных полов, стен и сводов, восстановление штукатурки и обмазки стен, штукатурки потолков, восстановление покраски стен, реставрация дощатых и паркетных полов, реставрация столярных заполнений оконных и дверных проемов, реставрация деревянной отделки интерьеров, реставрация печей. Также были заменены системы отопления, электроснабжения, оконечное оборудование системы вентиляции.
Давайте посмотрим, какими стали Палаты бояр Романовых после реконструкции
М.Ф. Романов – первый русский царь из династии Романовых (неизвестный художник, XVIII в)
На стенде представлены русские серебряные монеты (XVI век) - Копейка, деньга, полушка
И так, отправляемся в наше истоическое путешествие по Палате бояр Романовых, и первое наше место остановки - Кирпичный подвал
Кирпичный подвал – часть дома XVI в., дошедшая до наших дней со времен Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. Во время реставрационных работ, середины XIX в. Древняя кладка была практически полностью оставлена. Там, где она не сохранилась, кладку заменили на новую; кирпичи изготовили по образцам XVI в. На сводах подвала видны клейма с числом 1856 – это дата основания музея императором Александром II. Справа внизу виден фрагмент кирпичной кладки пола XVI в. При спуске в подвал сохранены следы узкого проема, который свидетельствует о том, что здесь мог находиться вход со двора для слуг. На городской усадьбе боярина находились многочисленные хозяйственные постройки: амбары, погреба, поварни, конюшни, избы для челяди, огороды и сады. Кирпичный подвал являлся возможным местом хранения небольших продуктовых запасов и орудий труда. Здесь представлены предметы домашнего обихода и сельскохозяйственного назначения: вилы, коса, серп, коромысло, дуга, кадки.
Далее переходим в Белокаменный подвал
Подвал конца XV в. – древнейшая часть палат, фрагмент одной из немногих построек белокаменной Москвы. Подземелья с толстыми стенами, узкими, маленькими окнами были надежным и безопасным местом богатого дома, в них обычно хранились боярская «казна» (так называли всё ценное имущество). Одежду, ткани, посуду, оружие складывали в сундуки, большие и маленькие, сделанные из разных пород дерева, окованные металлическими резными пластинами. Сундук-«сейф» с потайным замком был предназначен для хранения денег и ценностей.
Военная служба была одной из обязанностей боярина перед государем. Экспозиция белокаменного подвала представляет оружие и доспехи XVI-XVII вв.: пушку, пищаль, ручное огнестрельное оружие (мушкет, карабин, пистолет).
На верхней части дула большой пушки надпись: «Слита пищаль при царе Михаиле Федоровиче Всея Руси лета 7126 (1618г) мастер Григорий Наумов». В «казне» имеется также традиционное средневековое защитное и наступательное оружие и отдельные предметы конской упряжки.
По каменной лестнице идёт к следующему залу Палат
Палаты бояр Романовых — памятник гражданской архитектуры конца XV–XVII в. В середине XVI в. усадьба перешла во владение боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, видного политического деятеля своего времени, брата первой жены царя Ивана Грозного и дедушки Михаила Федоровича Романова.
Поднявшись по лестнице попадаем в Трапезную палату
Трапезная или столовая палата – парадная комната на мужской половине дома, предназначенная для приёма гостей, пиров и обедов.
Сводчатые потолки украшены живописью XIX в., орнамент которой взят из грамоты XVII в. «О восшествии на престол Михаила Федоровича».
В роспись свода включена монограмма «МФР» - Михаил Федорович Романов, родовой герб – грифон и герб российского государства – двуглавый орел.
В обстановке трапезной палаты присутствуют предметы традиционного уклада: стол, лавки, скамьи, покрытые турецкими бархатными тканями
В трапезной палате центральное место занимает стол, порядок гостей за которым определялся традицией «местничества» - по степени родовитости. Почётное место под иконами занимал хозяин, по правую руку от него – самый знатный гость.
Стулья для знатных гостей
Шкаф в Трапезной палате
Роспись шкавчика
Евангелие Ф.Кошкин, 1392г.
Вклад боярина Федорова Кошки в Троице-Сергиев монастырь
Далее заглянем в Библиотеку
«Библиотека» даёт представление об интересах хозяина дома, а также об уровне развития печатного дела и просвещения России XVII в.
Соседняя палата - Кабинет боярина
Кабинет боярина – условное название комнаты, где хозяин дома мог заниматься государственными и хозяйственными делами.
Здесь боярин подписывал указы
Узорная плитка на стенах печьки
Далее поднимаемся на третий этаж палат
и попадаем в Сени.
Сени – проходное помещение на женской половине дома, расположенное в деревянном тереме. Весь этаж полностью реконструирован в середине XIX в. Ф.Ф.Рихтером.
Сени были обязательной принадлежностью богатого дома, они соединяли жилые покои с другими помещениями. В центральной витрине расположена научная реконструкция телогреи (женская одежда XVII в из китайского шелка), оригинал которой нашли в 30-е года XX в. при разборе стен Китй-города.
С левой стороны находится витрина с предметами женской одежды и украшения
Из сеней переходим в комнату хозяйки дома
Комната боярыни расположена в тереме, изолированной части дома, что свидетельствует о замкнутом образе жизни женщин высшего сословия. Ф.Ф. Рихтер сохранил традиционное убранство помещения: потолки и стены обиты деревом и украшены резьбой; по периметру комнаты идут лавки, покрытые суконными полавочниками.
Справа у стены находится печь, выложенная полихромными изразцами, а рядом – скамья с переметной спинкой. В то же время в убранстве комнаты боярыни много новых вещей: шкаф, кресло, резной стул, детский стульчик рядом с люлькой. На стене портрет первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, который дает представление об идеале женской красоты того времени.
На противоположной стене – портрет инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича, написанный в XVIII в.
Жизнь в тереме была устроена по монастырскому образцу. Высшими добродетелями женщины считались смирение, забота о своей семье, душе, стремление угодить Богу и мужу.
В красном углу находится икона Богоматери «Знамение» - одна из наиболее почитаемых в семье Романовых, на аналое раскрыта Псалтырь.
Следующая палата - Светлица
Как и комната боярыни, светлица обита деревом и украшена резьбой. В красном углу – Федоровская икона Богоматери, одна из наиболее почитаемых икон в семье Романовых.
Светлица, самая светлая комната в палатах, была мастерской хозяйки. Здесь боярыня, её дочери и мастерицы занимались рукоделием. Одни из них были «белые мастерицы» - шили бьлье, другие «золотые мастерицы» - вышивали золотом, серебром, шелками, низали жемчуг, а также украшали дорогую одежду. Благодаря предметам, представленным в светлице, можно проследить весь процесс изготовления и украшения одежды. На скамьях поставлены разнообразные прялки.
«Мастерицы» заняты рукоделием: одна прядет, а другая вышивает за пяльцами. В витринах на стенах помещены фрагменты художественной вышивки конца XVII – начала XVIII вв.
Одна из последних палат дома - Комната старших сыновей
Это помещение на мужской половине дома могло использоваться для обучения боярских сыновей, которые в 5-6 лет переводились с женской половины дома для дальнейшего воспитания.
В убранстве комнаты присутствуют традиционные элементы – икона «Христос Вседержитель» в красном углу; стены, обтянутые холстом, лавка с переметной спинкой, сундук-скамья XVII в. Видны и новшества: паникадило, стул, обитый кожей.
Предметы в комнате дают представление о европейском образовании, которое могли получать боярские дети во второй половине XVII в. В сундуке лежит первый печатный букварь Кариона Истомина с гравюрами Ивана Бунина, рядом «Часослов» - книга для учебного чтения и запоминания литургических текстов, «Риторика».
На столе: учебник «Арифметика», «Александрия» - жизнеописания великого греческого полководца Александра Македонского, географическая карта, компас с часами, угломер.
Справа от стола находится глобус итальянца Винченцо Коронелли – самого известного картографа и изготовителя глобусов конца XVII в.
Для создания данной карты мира Коронелли использовал новые географические сведения французских и португальских ученых. Домашнее образование подготавливало мальчиков 14-15 лет к государственной службе.
На этом наша экскурсия по палатам бояр Романовых завершена, выходим на улицу
Львы охраняют один из входов в палаты
В настоящее время «Палаты бояр Романовых» – единственный музей, знакомящий посетителей с боярским бытом допетровской эпохи. В 2017–1018 гг. была проведена масштабная реставрация по ремонту фасадов, частичной замене покрытий кровель и реставрационным работам в интерьерах, также были выполнены работы по благоустройству и озеленению территории внутреннего двора. Композиция и оформление фасадов остались без изменений с момента воссоздания в 1856–1859 гг. архитектором Ф.Рихтером. Проведенные работы не затронули объемно-пространственную структуру зданий, архитектурно-художественное оформление интерьеров и фасадов.
Вот такая историяческая красота снова радует москвичей и гостей столицы!