Москва - сегодня, будь в курсе!
Все посетители ГУМа могут посмотреть выставку, посвященную созданию официального визуального образа XXII Олимпийских зимних игр, которые пройдут в 2014 году в городе Сочи.
Также в ГУМе есть магазин, где можно купить всю форму олимпийцев и почувствовать себя олимпийским спортсменом:)
Около каждого экспоната, стоят стенды, где подробно рассказывается о товарах
Жостовская роспись
Жостовская фабрика стала известна на весь мир из-за, казалось бы, обычного в быту предмета – металлического подноса. Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела в деревне Жостово Мытищинского района Московской области выходят поистине замечательные произведения искусства – расписные жостовские подносы.
Это промысел возник в начале XIX века, главным образом под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской братьев Вишняковых – ее открыли в 1825 году откупившиеся на волю крепостные крестьяне.
Жостовская роспись может выполняться на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, «классический» - это черный. Обычно на расписном жостовском подносе в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям жостовского подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с темным фоном. В результате такой росписи и цветы, и листья словно выступают из глубины. Жостовская роспись на подносах выполняется исключительно вручную.
Вологодское кружево
Их называют застывшими красками северной зимы.
Белоснежные кружевные узоры стали популярны в Европе еще в конце 18 века. Модницы многих стран мечтали о нарядах украшенных именно Вологодскими кружевами. Да и в наши дни большинство иностранцев уверены, что кружева в России плетут исключительно в Вологде.
При производстве ткани используется всего две нити – основная и уточная, при вязании – одна, а при плетении – множество. В больших работах их количество достигает 60 штук.
Трехгранновыемчатая резьба
Резные работы по дереву – национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу м закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художественную резьбу по дереву.
Классическим центром крупной декоративной трехгранновыемчатой, или, как еще ее называют, клиновидной резьбы стала Вологодская область, а именно глухой район Тарноги.
Этим способом широко пользовались при изготовлении прялок. Архаичная форма тарногской прялки с огромной прямоугольной лопастью давала местным мастерам невероятный простор для фантазии.
Главным узором в тарногской прялке стал резной геометрический орнамент. Его символика легко прочитывается: розетки означают символ солнца, дающего жизнь всему на земле, а теснящиеся пересеченные квадраты – образ возделанной земли. Умение создавать бесконечное количество вариаций всего из нескольких элементов, характерных для этой техники до сих пор поражает! А еще мастера Тарноги любили путем контраста оказать не тронутую резцом естественную красоту дерева – его цвет и прихотливый узор волокон.
Русский ситец
Ситец – легкая хлопчатобумажная гладкокрашенная или набивная ткань полотняного переплетения. Издавна славянские племена занимались резведением льна, творчеством холстов, полотен и набойкой.
Исследователи текстильного ремесла относят время возникновения набойного дела в Древней Руси к X веку. Археологическая экспедиция на территории нынешней Брянской области обнаружила образцы шерстяных тканей того времени, украшенных узором, напечатанным черной краской.
Темой узора для будущей ткани часто становились окружающие предметы: «елочки», «горох», «цветы». Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок, наличников. Со временем некоторые молитвы были заимствованы из оформления парчовых и шелковых тканей, привозимых из Персии, Турции, Италии и Франции.
Серебряный сервиз
Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в Нижегородской губерни. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым и желтым) цветом по золотистому фону.
Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три – четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный мелово – золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной.
Традицинный хохломской орнамент – сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. Уже в конце XIX века хохлома была представлена на каждой отечественной и иностранной ярмарке. А после небывалого успеха на Международной выставке в Париже экспорт хохломы резко вырос. Особенно много покупали торговые фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.
Павлопосадксие набивные платки получили свое название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области.
Местные мастерицы занимались изготовлением платков и специальных сарафанных тканей, которые отличались особой красотой вытканного золотой нитью орнамента еще в восемнадцатом веке.
В узоре павлопосадских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Поскольку все павлопосадские узоры – многоцветные, для одного платка требовалось более десятка различных досок, для каждого отдельного цвета – своя.
Вот такая небольшая выставка представлена в ГУМе. На мой взгляд форма не очень удачная, но дай бог она поможет нашим спортсменам завоевать, как можно больше медалей.