Москва - сегодня, будь в курсе!
Музей истории Горьковского автомобильного завода – это корпоративный музей «Группы ГАЗ», крупнейшего автомобилестроительного холдинга в России. Музей, открытый в 1965 году, представляет собой историко-техническую коллекцию подлинных музейных предметов, отражающих развитие, как Горьковского автозавода, так и всего отечественного автомобилестроения.
Музей принимает посетителей понедельник – четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 – до 17:00, суббота с 9:00 до 16:00.
Адрес музея: просп. Ленина, 95, Нижний Новгород, эт. 1, 2
Проще всего добраться до музея от метро Комсомольская, буквально пять минут пешком). Пока будете идти сможете увидеть главную проходную автозавода
Стоимость входного билета:
Взрослый – 200 рублей
Пенсионер – 50 рублей
Студент – 100 рублей
Школьник – 50 рублей
Экспозиция музея распологается на двух этажах. На верхнем этаже рассказывается всё об истории автогиганта
На верхнем этаже рассказывается всё об истории автогиганта
«Во исполнение решения правительства СССР второго мая 1930г. на тринадцатом году Великой Октябрьской Социалистической революции, в присутствии рабочих строителей завода, рабочих делегаций Канавино, Москвы, Дзержинска, Балахны и представителей профессиональных и общественных организаций Нижегородского края и строительства – заложен первый камень будущего автогиганта».
Картина – Завод строится. Художник В.Малиновский. 1981г.
Панорама строительства автозавода, 1930г.
Мебель из кабинета С.С.Дьяконова директора завода 1932-1938гг.
Стенд рассказывающий о жизни завода во время Великой Отечествнной войны
Автомобиль М-1. Начало выпуска 1936г
16 марта 1936г. с конвейера сошли два первых опытных автомобиля М-1
Вот так выглядит зал музея
Многие работники, в годы ВОВ, уходили с завода прям на фронт
Ярким проявлением силы социализма стал немеркнущий подвиг советского народа, его Вооруженных сил, одержавших историческую победу в Великой Отечественной войне
Легковой автомобиль высокой проходимости ГАЗ-67 Б, бронеавтомобиль БА-64Б
На базе автомобиля ГАЗ-64 в 1941г. был разработан бронеавтомобиль БА-64. В 1943г. автомобиль был модернизирован, расширена колея, улучшена рессорная подвеска и др. и получил индекс БА-64Б
Грузовые автомобили ГАЗ – МММ. Всего изготовлено: 4337 шт.
На базе автомобиля ГАЗ-ММ изготовлялись санитарный (ГАЗ-55), штабной (ГАЗ-05) и трехосный (ГАЗ-ААА) автомобили.
Погибли, защищая завод. Посмертно награждены орденами отечественной войны I степени
План попадания авиабомб на территорию ГАЗа в июне 1943г.
Никогда не утихнет боль утрат. Глубокая скорбь о тех, кто не вернулся из Афганистана живым на родину.
Строительство цеха сборки легковых автомобилей М-20 «Победа», 1946г.
Макет автомобиля «Победа» М-20
В 1970г впервые без остановки конвейера завод приступил к массовому выпуску нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», прекратив производство машин ГАЗ-21 всех модификаций.
В цехе сборки легковых автомобилей
Детали автомобиля «Волга» ГАЗ-24
Даже в будний день в музее есть и достаточно много посетителей
Осмотрев первый зал идём, а точнее спускаемся в следующий зал
Если вы приехали в музей с маленькими детьми, то смело сразу идите в нижний зал :))) им там будет интересно
Экспериментальные трёхосные грузовики ГАЗ-ААА принимали участие в эпохальном автомобильном пробеге Москва-Каракумы-Москва в июле-сентябре 1933 года в составе колонны из 23 автомобилей. За 86 дней машины и участники пробега преодолели более 9500 км пути. Автомобили марки ГАЗ в экстремальных условиях сдали экзамен на прочность и выносливость. Особенно хорошо зарекомендовали себя экспериментальные ГАЗ-ААА. Там, где двухосные автомобили безнадёжно застревали, «трёхосники» шли вперед. Трехосная система позволяла значительно уменьшить давление на грунт и повысить проходимость машины. Выпущено 37373 трехосных автомобилей ГАЗ-ААА.
ГАЗ-АА
Самая массовая модель начала 1930-х годов. Прототипом автомобиля стал FORD-AA образца 1927 года. В историю страны вошёл как «полуторка», поскольку его грузоподъемность составляла 1,5 тонны. Автомобиль широко использовался в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, армии.
Лонжеронная рама, чугунный 40-сильный мотор, неприхотливый к топливу и маслам, «самотечная» система питания (без бензонососа), четырехступенчатая коробка передач, механический привод тормозов.
Жизненно важными стали «полуторки» во время блокады Ленинграда. Ладожский лёд, по которому проходила «Дорога жизни», выдерживал легкие грузовики ГАЗ-АА. Более 40 млн.км. наездили полуторки, эвакуировав около 0,5 млн. человек, доставив около 361 тысяч тонн различных грузов.
Выпускался с 1932 по 1949гг. Всего произведено 829 808 автомобилей.
ГАЗ-М 1 – первый массовый отечественный легковой автомобиль, разработанный техотделом завода. Хотя по договору с Ford американский автогигант передавал советской стороне документацию на свою перспективную модель седан Ford-40, инженеры ГАЗа отказались от простого копирования американского образца и разработали автомобиль собственной конструкции.
Одним из инициаторов быстрой подготовки производства новой легковой модели выступил назначенный в октябре 1933 года главным конструктором завода Андрей Александрович Липгарт. Автомобиль оснащен 50-сильным двигателем, топливным насосом, обеспечивающим равномерную подачу топлива.
Ходовая часть ГАЗ-М 1 имела увеличенную базу шасси, более прочную раму. ГАЗ-М 1 – «Эмка» - стала базой для создания 21 модификации и принципиально новых конструкций. Выпускался с 1936 по 1942 гг. Всего было выпущено 62 888 автомобилей.
ГАЗ-69 (1953-1956)
Внедорожник ГАЗ-69 – 8-местный, с двухдверным кузовом, мягким верхом – тентом, с двигателем мощностью 55л.с., и его модификация ГАЗ-96А – пятиместный с чытерхдверным кузовом типа «фаэтон» и тентом. Выносливые и неприхотливые «газики» прекрасно зарекомендовали себя в сельском хозяйстве.
Автомобиль легко двигался по песку, снегу, заболоченной местности, уверенно брал подъем 30 градусов, преодолевал горные перевалы. Максимальная скорость на асфальте составляла 90 км/ч. Автомобиль отличался высокой надежностью и простотой обслуживания. Выпускался на ГАЗе с 1953 по 1956 годы. За это время было произведено 68 125 автомобилей.
ГАЗ-М20 Победа (1946-1958)
19 июня 1945 года в Москве состоялся показ «Победы» И.В.Сталину и было получено разрешение назвать автомобиль этим именем. Массовое производство «Победы» началось в 1946 году. ГАЗ-М20 был первым советским автомобилем с несущим кузовом, первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы. За 12 лет с конвейера завода сошло 235 999 автомобилей ГАЗ-М20 «Победа»
ГАЗ-12 ЗИМ (1950-1959)
Одним из символов «сталинского ампира» - представительских автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ, первый отечественный серийный автомобиль с гидромеханической трансмиссией. Конструкция несущего кузова трехрядного авто с форсированным до 90 л.с. шестицилиндровым двигателем ГАЗ-51 и коробкой передач от «Победы» удачно сочетались с комфортом и респектабельностью автомобиля высокого класса. Повышенной комфортности способствовали низкий уровень шума, плавность хода, вентиляция салона, обогреваемые задние сиденья и наличие трехдиапазонного радиоприемника.
Салон ГАЗ-12 ЗИМ
Выпущено 21 527 автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ
ГАЗ-3102 «Волга»
Легковой автомобиль среднего класса повышенной комфортабельности. Выпускался с 1981 по 2008 гг. Всего произведено более 160 000 автомобилей.
ГАЗ-18
Конец 50-х годов XX столетия отмечен созданием полностью новых автомобилей. В результате поиска наиболее рациональной конструкции малолитражного автомобиля в 1959 году на ГАЗе была создана опытная мотоколяска М-18 с двухцилиндровым двигателем и гидротрансформатором в трансмиссии. Это был двухместный автомобиль с ручным управлением – специальный заказ для инвалидов Великой Отечественной войны. Наличие гидромуфты и гидротрансформатора в двигателе облегчало управление и исключало педаль сцепления и коробку передач.
Доступ к двигателю и его узлам, расположенным сзади, обеспечивался как снаружи, так и с места водителя. Было создано два экспериментальных автомобиля, один из которых представлен в музее. Сегодня это единственный дошедший до нас образец.
ГАЗ-51 (1946-1975)
Грузовик ГАЗ-51 по праву можно отнести к легендам отечественного автопрома.
В автомобиле нашли в своё воплощение предвоенные разработки и конструкторско-технологические решения. Впервые в СССР решили нелегкую задачу создания автомобиля по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными узлами и агрегатами.
Водительское место в ГАЗ-51
Конструкция ГАЗ-51 получилась удачной и предельно простой. Редкое для автомобилей долголетие – 29 лет выпуска – выпало на долю грузовика ГАЗ-51. С 1946 по 1975 годы выпущено 3 481 033 автомобиля.
ГАЗ 53-12 – модернизированный вариант автомобиля ГАЗ-53. Над созданием модели трудились конструкторы А.П.Просвирнин, А.И.Шихов, В.Д.Запойнов, А.М.Бутусов, П.Э.Сыркин. Это один из самых массовых грузовых автомобилей страны. Годовой выпуск этой модели в 1988 году достиг 201 177 автомобилей. В результате модернизации грузоподъемность Газ 53-12 выросла до 4,5 тонн. Грузовой автомобиль ГАЗ 53-12 удостоен Государственного знака качества. Всего произведено 1 066 923 таких автомобиля.
ГАЗ 66-11 – представитель грузовых автомобилей повышенной проходимости. ГАЗ-66 – это одна из трёх машин, которая начала выпускаться ещё в СССР, а её последний экземпляр сошёл с конвейера уже в РФ. Создание ГАЗ-66 стало революционным этапом в развитии конструкции грузовых автомобилей повышенной проходимости. Многие технические решения, принятые на ГАЗ-66, более 30 лет оставались актуальными.
В качестве военной техники автозаводский вездеход находился на вооружении не только СССР и странах Варшавского договора, но во многих других государствах, в том числе Ближнего и Среднего Востока. 28 ноября 1969 года он стал первым грузовиком СССР, которому был присвоен государственный Знак качества, впоследствии пятикратно подтвержденный.
ГАЗ-63А – первый полноприводный грузовой автомобиль марки ГАЗ. Создан на базе грузового автомобиля ГАЗ-51. Модификация ГАЗ-63А отличалась от ГАЗ-63 лишь наличием лебедки с тяговым усилением 4500 кг. ГАЗ-63 первый отечественный автомобиль с одинаковой колеей передних и задних колес и односкатными шинами как спереди, так и сзади, что требовало меньших усилий при движении по грунтовым дорогам. Всего произведено 474 464 автомобиля.
Один из первых опытных образцов автомобиля ГАЗ-3302 «ГАЗель», прошедший специальные стендовые и дорожные испытания в тяжелых условиях общим пробегом 270 тыс.км.
ГАЗ-37Б – легковой автомобиль повышенной проходимости.
Салон ГАЗ-37Б
"Волги" разных поколений
ГАЗ-21 «Волга» (1956-1970)
Культовый автомобиль 1960-х, двадцать первая Волга, надолго стала любимым героем отечественного кинематографа. Фильм с участием ГАЗ-21 помнит и любит вся страна. Главный фильм про Волгу снят режиссером Эльдаром Рязановым, знаменитая кинокартина «берегись автомобиля» вышла в 1966 году и добавила популярности легендарной машине, а трогательного «виновного и невиновного» героя Иннокентия Смоктуновского – Юрия Деточкина – сделала знаменитым.
ГАЗ-24 (1970-1992)
Волга ГАЗ-24 – представитель пятого поколения легковых автомобилей марки ГАЗ. Впервые в истории отечественного автомобилястроения смена модельного ряда на Горьковском автозаводе произошла без остановки конвейера. Высокая прочность кузова и ходовой части сделала автомобиль незаменимым для работы в качестве такси. 10 автомобилей ГАЗ-24 сопровождали олимпийский огонь на Олимпиаде-80. Выпущено 1 481 561 автомобиль.
ГАЗ-31029
Машина имеет запоминающий облик, несмотря на то, что у неё много общего и с ГАЗ-2410 и с ГАЗ 3102. На автомобиле установлен двигатель ЗМЗ мощностью 150 л.с., появился новый капот, облицовка радиатора, фары и подфарники, пластмассовые передние и задние крылья. Автомобиль получил дисковые тормоза передних колес и гидроусилитель рулевого управления.. Выпускался с 1992 по 1997 гг. Всего произведено 521 650 автомобилей. В музее экспонируется последний автомобиль ГАЗ-31029 из серии, выпущенный 22 мая 1997 года.
ГАЗ-13 «Чайка» - представительский автомобиль большого класса. В автомобиле был применен ряд технических новшеств: новый V8 – первый в СССР, автоматическая коробка передач с кнопочным селектором, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, электроподъемники.
В 1958 году на Брюссельской международной промышленности выставке ГАЗ-13 получает высшую награду – Гран-при. «Чайки» предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях. На них ездили главы министерств и ведомств, послы СССР в зарубежных странах.
ГАЗ-14 – третье поколение автомобилей представительских автомобилей завода. Всего произведено ГАЗ-14 - 1114 автомобилей
Место водителя в ГАЗ-14
Задние пассажирское место. Место для ног ну очень много:) все таки представительский класс
Первый в мире автомобиль с турбореактивным двигателем. Автомобиль построен в 1954 году для экспериментов в области аэродинамики высоких скоростей под руководством А.А.Смолина.
Горьковский автомобильный завд выпускал не только легковые и грузовые автомобили, но и военную технику!
БТР-80 (ГАЗ-5903)
Бронетранспортер БТР-80 является представителем широкой гаммы продукции, выпускаемой с маркой ГАЗ. Он активно использовался в ходе боевых действий в Афганистане.
Картина «Сборка легковых автомобилей», М.Ф.Холуев, 1981г.
Гусеничный транспортер-тягач ГАЗ-34031 – это снегоболотоходная плавающая машина высокой проходимости.
ГАЗ-34031 предназначен для перевозки людей и автономного выполнения ими работ продолжительностью до трех суток при проведении геологоразведочных изысканий, при строительстве и обслуживании нефтегазопроводов. Рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температуре окружающего воздуха от +40 до -50 градусов.
ГАЗ-3111
Автомобиль был впервые представлен в 1998 году на Московском Международном автосалоне «Мотор-Шоу 98». Выпускался с 2000 по 2002 гг. Всего произведено 415 автомобилей.
«Волга Siber» - российский среднеразмерный седан. Создан на лицензионной переднеприводной платформе моделей Chrysler и Dodge. Дизайн разработан английским ателье UltraMotive. Всего произведено около 9 000 автомобилей.
ГАЗ 14-05 «Чайка»
Автомобиль для парадов. Ведущий конструктор – А.Ю.Чистяков.
В 1981 году на базе ГАЗ-14 «Чайка» был спроектирован автомобиль большого класса с открытым четырехдверным кузовом для использования в качестве парадной машины при проведении военных парадов и других воинских церемоний. До 1988 года по заказу Министерства обороны СССР было изготовлено 15 экземпляров, включая прототип, который находится в музее.
Если будете в Нижнем Новгороде, то рекомендую обязательно посетить музей истории ГАЗ!