Москва - сегодня, будь в курсе!
Кронштадт - небольшой город со сложной и удивительной судьбой, расположенный к северо-западу от Санкт-Петербурга на небольшом острове Котлин в Финском заливе. В настоящее время попасть в Кронштадт можно по Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга, которую построили в 2011 году, а вот до её строительства только водным путём. Главной достопримечательностью Кронштадта является Никольский Морской собор.
Ставропигиальный Никольский Морской собор заложен в городе-крепости Кронштадт по указу Императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия Российского флота и освящен в Высочайшем присутствии в 1913 году.
Вход в собор свободный, с 10:00 – 19:00 ежедневно
Сразу при входе в собор, всех желающих приглашают на экскурсию "Под купол собора". Билетик-пожертвование покупается на месте, стоимость взрослого 200 рублей.
Вид на центральный неф
В группу собирается порядка 20-30 человек. Набирается группа экскурсантов довольно быстро. После, все организовано идут за экскурсоводом по лестнице на балкон
С балкона открывается красивый вид на весь собор
Экскурсия длится около 30 минут. Экскурсовод много рассказывает исторических фактов, но если честно, его мало кто слушает, в основном все смотрят на красоты собора и фотографируются
Внутреннее убранство собора призвано напоминать храмы Византии
Верхняя кафедра над алтарём. Роспись «Христос Великий Архиерей»
Светильники над алтарём
В соборе всегда достаточно людей, которые ставят свечки и молятся
Периодически проходят службы
Собор освещается 5000-ми электрических лампочек
Круглые витражи Морского собора
Росписи и мозаики на фасадах и в интерьерах Морского собора исполнены под влиянием образцов византийского искусства
Внутренние стены и колонны облицованы мрамором разнообразного цвета
Внутренняя высота купола – 51 метр. Подкупольное пространство освещается через 32 больших окна – по количеству румбов на морском штурвале
Центральный купол собора
С балкона можно рассмотреть, на сколько красив мраморный пол собора
Витраж над хорами
Во время экскурсии мы побывали на двух точках: на центральном балконе и тот, что справа на фото
Вид из окна на Якорную площадь
Спускаемся на нижний уровень и любуемся красивейшей росписью стен и куполов
Свод над алтарем
Святыни
Стена собора с Андреевскими флагами и памятными мраморными досками
Свод над хорами
Центральный купол
В соборе установлен макет большой дизель-электрической подводной лодки
Проект 677 «Лада» разработана ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор – Ю.Н.Кормилицын. Разработка начата в 1987г Технический проект подводной лодки проекта 677 утвержден в 1993г. , был отправлен на переработку. Второй вариант технического проекта утвержден в 1997г.
Головная лодка серии Б-585 (заводской №01570) заложена на ФГУП «Адмиралтейские верфи» 26 декабря 1997г. Головная лодка спущена на воду 28 декабря 2004г первый выход на ходовые испытания лодка совершила 14-21 декабря 2005г. Испытания лодки продолжились около 5 лет и в итоге 22.04.2010г. подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» принята Флотом в опытную эксплуатацию.
В 2013г. подписан контракт на строительство серийных подводных лодок проекта – «Кронштадт» и «Великие Луки».
Головная подводная лодка «Санкт-Петербург» несёт опытно-боевую службу в составе Северного флота ВМФ России. Первая серийная подводная лодка «Кронштадт» спущена на воду в 2018 году.
На сегодняшний день субмарины проекта 677 стали одними из наиболее совершенных неатомных подводных лодок в море. Лодки данного типа за крайне низкую шумность и, как следствие, невидимость на экранах гидроакустических станций известны под названием «черная дыра»
Макет Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца.
Изготовлен мастером Александром Лезиком, в столярной мастерской Кронштадтского порта по чертежам В.А.Косякова, 1901г.
Эскадренный броненосец «Бородино»
Экипаж отличался своим героизмом в Цусимском сражении 14 мая 1905 года
Выдержав несколько сотен попаданий японских снарядов, ни на минуту не прекращая огня эскадренный броненосец «Бородино», вёл бой в составе эскадры, около 4,5 часов возглавлял кильватерную колонну эскадры до момента гибели, затонул почти со всем экипажем (865 человек), был спасён только марсовой старшина Семён Семёнович Ющин.
Командир-капитан 1-го ранга Пётр Иосифович Серебрянников.
Построен в 1901 году в Петербурге на верфи «Новое адмиралтейство» под руководством корабельного инженера Дмитрия Васильевича Скворцова – главного корабельного инженера Санкт-Петербурского порта, генерал-майора.
Кронштадский Морской собор строился как доминанта острова Котлин. Главный купол служил ориентиром для подходящих к Кронштадту судов. Высота этого самого большого здания города – 70,5 метра. Поэтому закономерно, что в годы войны здание собора использовалось, как наблюдательный пост.
К 8 сентября 1941 г. германские войска вышли на ближние подступы к Ленинграду. 17 сентября враг взял Стрельну и захватил часть южного побережья Финского залива, откуда отлично просматривался Кронштадт. Возникла необходимость обороны внутренних морских коммуникаций и Кронштадта от ударов береговой артиллерии противника.
В кротчайшие сроки была сформирована артиллерийская оборона Кронштадтской крепости из 22 батарей, одна из которых располагалась на Якорной площади. В Морском соборе располагался командный пункт 170-го отдельного артиллерийского дивизиона.
Только хорошо организованная разведка могла определить места расположения вражексих батарей, ведущих огонь по коммуникациям в Финском заливе. Кронштадту и Ленинграду. Для наблюдения за противником и корректировки огня нашей корабельной и береговой артиллерии была оборудована группа наблюдательно-корректировочных постов. Главный пост и командный пункт группы находились в Морском соборе. Дальность видимости с его купола составляла 45 километров. Это давало возможность засекать огонь батарей врага и вести корректировку с большой точностью. Группа наблюдательно-корректировочных постов, руководимая из Морского собора лейтенантом Л.Л.Шретером, сыграла весьма важную роль в организации контрбатарейной борьбы артиллерии Краснознаменного Балтийского флота и Кронштадской крепости с гитлеровцами, обеспечивая разведку и выдачу координат огневых средств противника в районах Петергофа, Стрельны, Красного Села, Ропшинского шоссе. Разведчики-наблюдатели вели непрерывное визуальное наблюдение за противником. И как только его батареи начинали обстрел Ленинграда или Кронштадта, обрабатывали все данные, полученные от разных постов, стреляющих орудий врага. Затем в контрбатарейную борьбу вступала наша артиллерия, которая неизменно брала верх в этой смертельной схватке… Только в 1942г. группа наблюдательно-корректировочных постов 1031 раз засекла и определила места орудий и батарей противника, по которым затем нанесла удар артиллерия Кронштадта.
Помещение наблюдательно-корректировочного поста располагалось в межкупольном пространстве, а жилое помещение личного состава – в юго-восточной полубашне собора. Наблюдательно-корректировочный пост располагался в соборе до снятия блокады Ленинграда в январе 1944г.
Купол Кронштадского Морского собора не был закрыт маскировочной сетью, как, например, у Исаакиевского собора в Ленинграде. Во время блокады храм поразило лишь два вражеских снаряда. Эти «боевые крещения» собора состоялись на завершающем этапе блокады – 24 февраля и 2 марта 1943г. До этого гитлеровцы не вели огонь по храму, так как он служил им ориентиром для обстрела близлежащих военных объектов крепости. Уже в конце войны пробоины в куполе заделали, помещения отремонтировали.
В годы войны в Морском соборе также располагался Кронштадтский радиоузел, который оповещал весь город о вражеских налетах. В цокольном этаже храма некоторое время находилось отделение госпиталя. В сентябре 1941г, когда Пулковская астрономическая обсерватория оказалась под угрозой захвата германскими войсками, из неё в подвальное помещение Морского собора перенесли звёздные часы, которые были нужны для корректировки времени летчиками, подводниками, моряками надводных кораблей. Пост точного времени находился в храме всю блокаду, затем неповрежденные часы с тончайшим , сложнейшим механизмом были возвращены в Пулковскую обсерваторию.
Кронштадтский Морской собор сыграл заметную, уникальную роль в битве за Ленинград.
На Якорной площади, перед собором, находится братская могила погибших моряков
Внутри братской могилы горит Вечный огонь
Также на площади установлен памятник Адмиралу Степану Осиповичу Макарову
Макаров Степан Осипович - русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов
Сзади памятника Макарову выбит Ермак в полярных льдах. Ермак - ледокол русского и советского флотов. Первый в мире ледокол арктического класса
Рядом с памятником адмиралу Степану Осиповичу Макарову находится Макаровский мост
Мост расположен в центре Кронштадта. Соединяет Якорную площадь и Красную улицу.
Если Вы будете отдыхать в Санкт-Петербурге, то обязательно выделите время и посетите Кронштадт. Место однозначно должно быть в вашем списке достопримечательностей Питера.
Уходили от Морского собора мы по Советскому мосту через Обводный канал
На берегу установлено Орудие Ивана Тамбасова
16 апреля 1943 года во время артобстрела фашистами Ленинграда от взрыва снаряда на левом кормовом срезе корабля у четвёртой башни главного калибра возник пожар. Загорелся боезапас у зенитного орудия. Создалась угроза взрыва боеприпаса и артпогреба. Командир зенитноо расчета, старшина 1 статьи кандидат в члены ВКП(б), И.И.Томбасов стал выбрасывать горящий и рвущийся боезапас за борт, чем спас корабль. Сам он погиб и сгорел в огне. За свой подвиг Иван Иванович Томбасов посмертно награждён орденом Красного Знамени и зачислен навечно в списки экипажа корабля. Данной 76,2мм артиллерийской установке 81-К, которой командовал И.И.Томбасов, присвоено его имя.
Место красивое и его стоит обязательно посетить