Москва - сегодня, будь в курсе!
Новый сезон велопроката открылся в Москве. С 20 апреля городской сервис аренды двухколесного транспорта работал в тестовом режиме, а с 25 апреля он стал доступен для горожан в полном объеме.
Сергей Собянин посетил станцию велопроката, расположенную вблизи станции метро «Верхние Лихоборы» в Западном Дегунине. Он пообщался с велосипедистами и подарил им шлемы для безопасной езды.
По словам Мэра Москвы, велопрокат с каждым годом становится популярнее у жителей, ежегодно велосипеды берут напрокат более четырех миллионов раз.
«У нас в арифметической прогрессии растет и количество велосипедов, которые можно взять напрокат, и количество самих пунктов проката. Такой динамики ни в одном городе мира нет, — сказал он. — Я думаю, что к 2024 году в каждом районе города Москвы будет станция велопроката».
При этом в 2019 году тарифы городского велопроката меняться не будут. Сервис останется таким же доступным, как и в прошлом году.
Кроме того, Мэр Москвы пообещал организовать места для велосипедов не только на станциях проката, но и на обычных парковках. Велопарковки также появятся возле социальных объектов и школ.
530 станций и 5120 велосипедов
Городской велопрокат «Велобайк» был открыт Правительством Москвы в 2013 году. Он начинался с 550 велосипедов и 79 станций. Сегодня столичный сервис аренды двухколесного транспорта — один из крупнейших в мире. Он также находится на одном из первых мест по темпам роста числа поездок. По сравнению с 2013 годом их количество выросло в 54 раза — с 78 тысяч до 4,25 миллиона в 2018 году.
«Сегодня сеть велопроката в столице — одна из самых динамично развивающихся. При этом она уже обогнала по популярности многие европейские города», — рассказал заместитель Мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.
В 2019 году будет работать 530 станций, желающим будет доступно 5120 велосипедов. Таким образом, за семь лет сеть выросла почти в 10 раз.
Еще в 12 районах города
«Количество велосипедов в этом году у нас будет увеличено на тысячу единиц, и откроется 100 новых станций. В первую очередь велопрокат пришел в те районы, в которых жители сами просили организовать станции», — добавил глава Департамента.
Из 100 новых пунктов велопроката 55 появятся в районах, где раньше сервиса не было, 45 — в районах, где станции уже есть. Так, в 2019 году велопрокат придет еще в 12 районов города: Алтуфьевский, Дмитровский, Западное Дегунино, Капотню, Лефортово, Марьино, Нагатино-Садовники, Нагатинский Затон, Очаково-Матвеевское, Щукино, Москворечье-Сабурово и Братеево.
По сравнению с 2018 годом количество электровелосипедов в 2019-м увеличилось в 1,5 раза — до 390 штук. Оставить и зарядить велосипед, оснащенный электроприводом, можно на 18 станциях.
Максим Ликсутов также призвал горожан принять участие в развитии сети городского велопроката: «Мы не останавливаемся с точки зрения развития и организации новых станций. С удовольствием примем предложения жителей, которые подскажут нам, где будет правильным открыть новые станции. Обращайтесь в Департамент транспорта, в компанию “Велобайк”, мы все предложения рассмотрим. В тех районах, из которых предложения поступят, обязательно станции откроем».
Для отдыха и поездок по городу
По сравнению с 2013 годом среднее время поездки снизилось с 47 до 21 минуты. В первые годы каждым прокатным велосипедом пользовались в среднем 2,1 человека в день. В 2018 году на каждом велосипеде совершали уже больше шести поездок в сутки. Это выводит московский велопрокат в лидеры по уровню востребованности среди пользователей. Для сравнения — в Лондоне на один велосипед в среднем приходится 3,5 поездки в день.
Почти 10 процентов пользователей ездят на городских велосипедах каждый день. 46 процентов — несколько раз в неделю. 57 процентов используют велопрокат, чтобы добраться до места назначения, а 43 процента — для отдыха.
В 2018 году средняя длина поездки составила 3,2 километра. В 2013 году самый активный пользователь проката совершил 352 поездки, а в 2018 году на его счету было уже 2505 поездок.
В Москве в сфере велопроката один из самых низких процентов вандализма — в 2018 году было испорчено лишь 1,5 процента прокатного парка. В дальнейшем Правительство Москвы планирует ежегодно добавлять по 100 станций и одной тысяче велосипедов. Таким образом велопрокат распространят на всю территорию города.
На самокатах и скутерах
Городской прокат самокатов был открыт в Москве в 2018 году. К концу сезона желающим было доступно 3150 самокатов. Три тысячи из них были оборудованы электроприводом. За год было совершено свыше 140 тысяч поездок. В 2019 году операторы планируют увеличить парк до 10 тысяч самокатов. Первые станции заработают 26 апреля. Ожидается, что число поездок достигнет 800 тысяч.
В прошлом году на улицах Москвы также появился прокат электроскутеров. В 2018 году на 10 скутерах было совершено свыше одной тысячи поездок. Ожидается, что в 2019 году парк проката расширится до 100 штук, а число поездок увеличится до 10 тысяч. Для использования этого транспорта необходимы водительские права категории M, либо B или C, которые подразумевают возможность управления мопедами (скутерами). Прокатные скутеры могут появиться в городе в середине июня 2019 года. Оба проекта развиваются за счет средств частных компаний.
Быстрая регистрация и удобная система оплаты
Чтобы воспользоваться городским велопрокатом, необходимо зарегистрироваться в системе. Сделать этот можно двумя способами — на сайте velobike.ru или с помощью мобильного приложения.
Пользоваться услугами сервиса могут горожане, достигшие 16-летнего возраста. Необходимо иметь банковскую карту. При регистрации требуется ввести имя, номер телефона, адрес электронной почты и данные банковской карты для оплаты выбранного тарифа.
После регистрации пользователь получает логин и пароль для доступа в личный кабинет. Там можно ознакомиться со статистикой поездок и информацией по оплате. При желании к учетной записи можно привязать транспортную карту «Тройка» и использовать ее вместо логина. Это сделает пользование велопрокатом еще проще и удобнее.
На руле велосипеда установлен электронный блок с клавиатурой и кардридером для чтения карты «Тройка». С его помощью можно разблокировать велосипед, не подходя к терминалу. Для этого достаточно ввести логин или приложить карту «Тройка».
По уровню технического оснащения московский велопрокат — один из лучших в мире. Терминалы велопроката работают на солнечных батареях. Велосипеды устойчивы к внешним воздействиям, на них установлены широкие и комфортные для езды шины, удобное крепление сиденья, имеются три скорости, передние и задние ручные тормоза, светоотражающие элементы.
Встроенный трос, а также система блокировки руля помогут временно припарковать велосипед.
Вернуть двухколесный транспорт можно на любой станции проката, где есть свободные места. Узнать расположение ближайших прокатных пунктов можно на карте городской навигации.
Тарифы и цены
Тарифное меню велопроката составлено таким образом, чтобы стимулировать пользователей совершать короткие поездки. Благодаря этому воспользоваться прокатом может максимальное число людей. При этом тарифы на велопрокат не меняются в течение пяти лет — с 2014 года. В 2019 году тарифы на велопрокат повышаться не будут.
По просьбам пользователей вводились новые типы абонементов. Сезонный абонемент на велопрокат стоит 1200 рублей. В прошлом году к тарифу «Сезон 30 минут» добавился новый — «Сезон 45 минут» стоимостью 1500 рублей. В этих тарифах все поездки на городских велосипедах длительностью до 30 или 45 минут входят в стоимость.
Все тарифные планы (сутки, месяц и сезон) можно при желании приобрести со страховкой. На время проката она защищает пользователя от кражи велосипеда и дорожно-транспортного происшествия.
Дорожки и парковки для велосипедов
Сегодня московские велосипедисты могут использовать для поездок 812 километров дорог — велосипедные дорожки на улицах и в парках, а также выделенные полосы для движения общественного транспорта.
В столице обустроены городские велопарковки на 18 тысяч мест, не считая многочисленных велопарковок у торговых центров и других частных учреждений.
В наземном транспорте, на Московском центральном кольце (МЦК) и в пригородных электричках разрешается провозить велосипеды бесплатно.
Часть пригородных и все составы МЦК сегодня оснащены велокреплениями. В будущем надежно зафиксировать двухколесный транспорт смогут и пассажиры поездов, которые будут курсировать по направлениям Московских центральных диаметров.
Доброй московской традицией стали велопарады и велофестивали. В этом году 19 мая состоится Весенний велофестиваль. Утром на Садовом кольце пройдет велогонка, а днем — заезд для всех желающих. Для гостей будет организована развлекательная программа, открыт фестиваль еды, а также пройдут розыгрыши призов и конкурсы. Ожидается, что, как и в прошлом году, в параде примут участие около 40 тысяч человек.
В этом году планируется провести еще два мероприятия для велолюбителей. 13 июля пройдет Ночной велопарад. Он станет частью программы, посвященной Дню московского транспорта. 15 сентября горожан ждет Большой московский велофестиваль, посвященный закрытию сезона.