Москва - сегодня, будь в курсе!
В посёлке Монино Московской области расположен первый в нашей стране музей - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ, в котором представлены различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации - от 1909 г. до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тыс. Давайте вместе посмотрим на экспозицию музея.
Адрес музея: Московская обл., Щелковский р-он, пос. Монино, ул. Музейная, д. 1
Как проехать:
Автобус 322 «Москва - Ногинск» у метро «Партизанская»: от остановки «метро Партизанская» до остановки «Монино»
Маршрутное такси 587 «Монино – м. Перово» у метро «Перово»: от остановки «метро Перово» до остановки «Монино»
Электропоезд «Москва – Монино», «Москва - Фрязево»: от станции «Москва Ярославская» до станции «Монино»
Время работы:
Понедельник - выходной
Вторник - выходной
Среда - 9:00 - 17:00
Четверг - 9:00 - 17:00
Пятница - 9:00 - 17:00
Суббота - 9:00 - 16:00
Воскресенье - 9:00 - 17:00
Цена билетов:
250 рублей взрослый и 150 рублей для учащихся школ, лицеев, колледжей, кадетских корпусов, студентов дневных отделений ВУЗов; пенсионеров, офицеров, служащих по контракту и гражданского персонала МО РФ
И так начнём наше знакомство с музеем ВВС РФ, и начнём мы с центрального ангара.
И-16 - первый поступивший на вооружение Советских ВВС скоростно истребитель-моноплан с убирающимися шасси. Впервые позади летчика поставлена бронеспинка. Самолет И-16 участвовал в воздушных боях: в небе Испании и Китая, на Халкин-Голе (впервые в истории авиации были применены реактивные снаряды), в советско-финляндской войне, в Великой Отечественной войне.
В этом же зале представлен двигатель Костовича. Его предполагалось установить на дирижабле "Россия".
Модель дирижабля Циолковского
Модель самолета "Вуя-2", 1907г. конструктор Траян Вуя (Румыния)
Макет планера А.Туполева. Планер построен А.Туполевым в туденческие годы, на нем будущий конструктор в 1909 году совершил прелёт через Яузу
Далее переходим в соседний ангар, где размещены различные самолеты
По-2 (до 1944г. - У-2) - ночной, легкий бомбардировщик. Самолеты По-2 находили самое широкое применение: учебные, санитарные, связи, транспортные, ночные легкие бомбардировщики, а также корректировщики и разведчики. Во время ВОВ было много авиационнных полков, вооруженных самолетами По-2, в том числе один женский.
И-16 - первый скоростной истребитель-моноплан с убирающимися шасси. Летчик-испытатель В.П.Чкалов. Полномасштабный макет самолета истребителя И-16 изготовлен на предприятии им.Орджоникидзе и передан в музей в феврале 1983 года
Самолет-разведчик Р-5. Летчик-испытатель М.М.Громов
Истребитель И-15бис. Летчик-испытатель В.П.Чкалов
Фронтовой истребитль Ла-7
В этом зале представлены истребители времен ВОВ
Фронтовой истребитель Як-9у
Бронированный штурмовик Ил-10М. Лётчик испытатель Коккинаки В.К.
В музей лучше приезжать всей семьей, будет интересно всем возрастам
Осмотрев центральный ангар отправляемся на открытую стоянку самолётов. Площадка под открытым небом впечатляет своими размерами, а особенно впечатляет выставленными экспонатами.
Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4. Первый в Советском Союзе носитель ядерного оружия
Дальний бомбардировщик Ту-16. Первый советский серийный реактивный дальний бомбардировщик со стрелковым крылом
На открытой площадке можно увидеть гиганта Ми-12. Тяжелый транспортный вертлет ОКБ М.Л.Миля
На вертолете установлен рекорд грузоподъемности (40 тонн на высоту 2250м). Лично я увидел этого гиганта впервые и у меня был восторг :) Думаю у детей он вызовет бурю эмоций, размеры вертолета поражают!
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22
Ту-22М - первый серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности
Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16К
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец М50
Ударно-разведывательный самолёт Су-100. Главный конструктор Черняков Н.С. Летчик испытатель В.С.Ильюшин
Самолет уникальной сварной титаново-стальной конструкции. Впервые в мире применена система дистационного управления (СДУ) по 3-м каналам с 4-х кратным резервированием. Всего выполнено 10 полетов
Далее заглянем в ангар - "Уникальные летательные аппараты"
Фронтовой истребитель Ла-15. Впервые применена герметическая кабина пилота. Всего было выпущено 235 самолётов
Тяжелый бомбардировщик "Илья Муромец" - отечественный самолет гигант, первый в мире четырехмоторный, тяжелый бомбардировщик
Самолеты "Илья Муромец" активно учавствовали в Первой мировой войне. Установлено несколько мировых рекордов: грузоподъемности и продолжительности полёта.
Истребитель "Сопвич". "Сопвич" - триллан, один из наиболее удачных английских истребителей, применявшихся в гражданской войне 1917-1919гг. В России было несколько таких самолетов, полученных в 1917 году
Опытный пассажирский самолет АНТ-2
Самолёт рекордной дальности АНТ-25. На самолетах АНТ-25 выполнен ряд выдающихся перелетов и установлены мировые рекорды дальности беспосадочного полета.
Аэросани "Север-2". Установленный на лыжи, с авиационным мотором АИ-14, серийный автомобиль "Победа", был превращён в быстроходный специальный транспорт. На аэросанях "Север-2" выполнялись регулярные почтовые и пассажирские рейсы, в период зимнего бездорожья, в районах Сибири, Дальнего Востока
Дископлан - экспериментальный планер с круглым крылом, конструкции М.В.Суханова (выпуск 1950г.). Предназначен для исследования условий планирующего спуска на Землю, с использованием эффекта "воздушной подушки" для безопасного приземления.
После осмотра ангара "Уникальные летательные аппараты" перемещаемся на соседнюю площадку с вертолетами
Тяжелый десантно-транспортный вертолёт Як-24. Крупнейший в мире и первый в СССР вертолет двухвинтовой продольной схемы "Летающий вагон"
Транспортно-боевой вертолёт Ми-24А
Вертолет-кран Ми-10
ОКБ М.Л.Миля. Ведущий конструктор Л.Н.Бабушкин. летчик-испытатель Г.В.Алферов, Б.В.Земсков
Ми-10 способен перевозить крупногабаритные грузы массой до 15 тонн. На вертолете установлено 8 мировых рекордов
Легкий вертолет Ми-2
Экспериментальный самолёт вертикального взлета и посадки Як-36
Музей в Монино считается одним из крупнейших авиационных музеев мира, а его коллекция самолетов просто фантастическая.
Высотный самолет М-17. На этом самолете в 1990 году установлено более 20 рекордов высоты, скорости полёта и скороподъемности
В музее выс сможете увидеть Ан-22 Антей
На сегодняшний день Ан-22 «Антей» является самым большим в мире турбовинтовым самолетом, а по некоторым своим характеристикам он превосходит более распространенный Ил-76.
На самолете Ан-22 было установлено более сорока мировых рекордов, в том числе по дальности полета и грузоподъемности.
Именно на Ан-22 перевозились детали и компоненты еще двух антоновских гигантов: Ан-225 «Мрия» и Ан-124 «Руслан» из Ташкента в Киев и Ульяновск.
Всего было выпущено 68 самолетов. Ан-22 используется, и по сей день.
Ил-76М
Место командира самолёта Ил-76
Носовая часть военно-транспортного самолета Ил-76 разделена на две части
В нижней части размещена кабина штурмана.
Грузовой отсек Ил-76
Ту-114 - турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт, спроектированный в СССР в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95.
Всего был построен 31 экземпляр серийных самолётов
Ил-62 СССР-86670
Пассажирский самолет Як-40
Ту-95 - стратегический бомбардировщик
В этот день нам очень повезло, нам предоставился шанс заглянуть внутрь стратегического бомбардировщика
Экипаж самолёта составляет 7-11 человек (в зависимости от модификации).
Например, на Ту-95МС — командир корабля, помощник командира корабля, штурман корабля, второй штурман корабля, оператор бортовых средств связи (БСС), бортинженер, командир огневых установок (КОУ).
Ту-95 - самый скоростной в мире самолёт с винтовыми двигателями
Место командира стратегического бомбардировщика
Общее количество разработанных вариантов самолёта «95», включая серийные модификации, опытные образцы, летающие лаборатории и неосуществлённые проекты, приблизилось к пятидесяти
Рабочее место штурмана
Самолёты Ту-95 пошли в серию с двигателями НК-12, разработанными на Государственном Союзном Опытном заводе № 2 Министерства авиационной промышленности СССР под руководством конструктора Н. Д. Кузнецова и произведёнными в Куйбышевском моторном заводе имени Фрунзе.
Двигатель НК-12 до сих пор остаётся самым мощным турбовинтовым двигателем в мире.
Соосные винты с переменным шагом типа АВ-60 различных модификаций и серий, установленные на Ту-95, имеют диаметр 5,6 метров
Оборонительное вооружение самолётов Ту-95 состоит из 23-мм авиационных пушек
Впервые Ту-95МС были задействованы во время военной операции России в Сирии в период с 17 по 20 ноября 2015 года. Удары наносились крылатыми ракетами Х-55 по объектам Исламского государства.
5 июля 2017 года стратегические ракетоносцы Ту-95МС, взлетевшие с аэродрома Энгельс, долетели до Сирии с дозаправкой в воздухе и нанесли удар по складам и командному пункту боевиков ИГ новейшими крылатыми ракетами Х-101. Атака была совершена с расстояния до цели около 1000 км
Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12
Ту-144 СССР-77106
Ту-144 СССР-77106 был построен Воронежским Авиационным Заводом в 1975 году и уже 4 марта заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.И.Вобликов поднял его в воздух.
Самолёт эксплуатировался на рейсах из Москвы в Алма-Ату
В общей сложности самолет налетал 582 часа
Добро пожаловать на борт Ту-144 СССР-77106
Салон первого класса
Экономический класс
Подсветка, кондиционер, указатели мест
Туалетная комната на борту самолёта
Трассы полетов сверхзвуковых пассажирских самолетов Ту-144
Кабина пилотов
Кабина рассчитана на четырёх членов лётного экипажа: командира, второго пилота, бортинженера и инженера-экспериментатора.
По признанию самих летчиков, «летать на Ту-144 — это целоваться с тигром». Все рейсы на Ту-144 выполнялись только летчиками-испытателями КБ Туполева в качестве КВС, пилоты Аэрофлота были только вторыми пилотами. Пилоты прекрасно понимали: резерва топлива у них нет. Если основной аэропорт в Алма-Ате не принимает, а единственный запасной в Ташкенте вдруг закроется по метеоусловиям, сажать лайнер будет попросту негде. Диспетчеры каждые 10-15 минут отслеживали, какие условия для приёма самолёта в обеих столицах советских республик. Каждый пассажирский рейс «Москва — Алма-Ата» весь аппарат министерства, всё начальство «Аэрофлота» — все на ушах стояли.
Коммерческая карьера Ту-144 была недолгой. 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полётов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д
29 февраля 1980 года, экипаж Г.Воронченко перегнал Ту-144 СССР-77106 в Музей ВВС в Монино, где он и остался навсегда.
Вид на открытую экспозицию с трапа Ту-144
Далее отправляемся к стоянке Ил-18
Ил-18В СССР-75737 был построен на Московском заводе «Знамя труда» в 1961 году. В том же году он был передан в 67- ленинградский авиаотряд, в котором и пролетал до выработки своего ресурса в 1977 году.
Ил-18 - пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. Один из первых советских турбовинтовых лайнеров.
Выпускался серийно с 1958 по 1978 год на заводе № 30 («Знамя труда»), расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве.
Самолёт находится в таком хорошем состоянии благодаря волонтерам под руководством Юлия Кудрявцева. Самолет простоял на самом краю музейной площадки больше 40 лет. В 90-е самолет был серьезно разграблен, а в начале 2000-х на нем произошел пожар, который к счастью удалось потушить. При этом полностью выгорела и оплавилась отделка салонов.
Благодаря волонтерам полностью заменена кабина пилотов
Рабочее место командира Ил-18
Место штурмана
Салон
В музее есть реставрационная мастерская, в которой занимаются восстановлением и поддержанием в хорошем состоянии экспонатов.
Волонтеры и любители авиации своими силами поддерживают и восстанавливают самолёты
Если вам не безразлична судьба Ил-18, то вы можете помочь волонтерам в восстановление
Реквизиты для пожертвований на продолжение реставрации:
Сбербанк: 4276400042079005, Кудрявцев Юлий Владимирович
Яндекс-деньги: 410012288154736
ЖЖ Ил-18: https://75737.livejournal.com
ЖЖ волонтёров: https://aviarestorer.livejournal.com
Группа ВК: https://vk.com/aviarestorermonino
Вот такой замечательный, уникальный музей ВВС в Монино! Очень советую его посетить семьей!