Москва - сегодня, будь в курсе!
В подмосковном городе Жуковский находится авиационный государственный научный центр России - Государственный научный центр Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского». Институт впервые в мировой практике объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.
Сегодня мы с вами посетим музей ЦАГИ. Музей был создан в 1964 г. Экспозиция музея рассказывает об истории создания и развития ЦАГИ - центра авиационной науки нашей страны.
Центральный аэрогидродинамический институт был основан 1 декабря 1918 года в Москве пионером отечественной авиации Николаем Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчётно-испытательного бюро
Один из залов музея посвящен великим людям - начальникам ЦАГИ
Макаревский Александр Иванович. (1904-1979 гг.) - основатель отечественной школы Норм прочности летательных аппаратов. В период работы в ЦАГИ (1927-1979 гг.) экспериментально и теоретически исследовал особенности нагружения крыла и оперения истребителя в полете, запаса устойчивости самолета на возможную перегрузку в криволинейном полете, влияния сжимаемости воздуха на особенности нагружения конструкции при полетах на больших, вплоть до звуковых, скоростях (1944-1947 гг.).
Сергей Алексеевич Христианович (1908- 2000 гг.) - выдающийся ученый-механик, один из первопроходцев в разработке фундаментальных основ аэродинамики больших скоростей и газовой динамики. Внес большой вклад в создание отечественных образцов первых реактивных, затем и сверхзвуковых самолетов, а также ракетной техники мирового уровня.
Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978 гг.) - ученый в области математики и механики. Являясь работником ЦАГИ с 1931 по 1946 гг. решил задачи неустановившихся движений крыла, обосновал вихревую теорию винта Жуковского, развил теорию взаимодействия тел с жидкостью и обтекания тел несжимаемой жидкостью.
Струминский Владимир Васильевич (1914-1998 гг.) - ученый в области аэродинамики летательных аппаратов и теоретических основ самолетостроения. В период работы в ЦАГИ (1941-1966 гг.) осуществил цикл экспериментальных и теоретических работ по аэродинамическим исследованиям обтекания крыльев конечного размаха, исследованиям пограничного слоя.
Стенд с Лауреатами премии имени Н.Е.Жуковского, Государственной премии, Ленинской премии
Стенд о семье и юности Николая Егоровича Жуковского
На представленных стендах рассказывается история развития ЦАГИ
Руководители ЦАГИ
Дальнейшее развитие научно-экспериментальной базы (в послевоенные годы) ЦАГИ позволяет проводить глубокие исследования, направленные на радикальное техническое перевооружение авиации.
Показана научно-исследовательская деятельность института
Самолёты созданные и прошедшие лётные испытания в ЦАГИ
Создание и расширение экспериментальной базы ЦАГИ - Москва
Большой интерес у посетителей, как правило, вызывают действующий макет вертикальной аэродинамической трубы — аэродинамическая труба, в которой воздух движется вертикально вверх.
Вертикальная аэродинамическая "штопорная" труба Т-105 в ЦАГИ (1941 год постройки)
В разрезе макета показано, как устроена аэродинамическая труба
В экспозиции много редких моделей летательных аппаратов
Модель транспортного самолёта АНТ-20 "Максим Горький"
17 июня 1934 года был выполнен первый полёт самолёта-гиганта "Максим Горький", на протяжении более полутора десятка лет удерживал за собой своеобразный мировой рекорд, как крупный пассажирский и транспортный самолёт. В создании этого приоритета для нашей Родины большая заслуга всего коллектива ЦАГИ и его конструкторов во главке с А.Н.Туполевым.
ЦАГИ проложил путь для цельнометаллического самолетостроения монопланной схемы и заложил основы методов лётных исследований и испытаний самолётов и вертолётов.
"Наша авиационная промышленность имеет неоспоримые огромные достижения. В этих достижениях наш сегодняшний юбиляр ЦАГИ играет решающую роль. Несколько лет назад наша авиационная промышленность целиком зависела от заграничной техники. Мы не имели моторов и самолётов своей конструкции. Теперь дело в корне изменилось. Мы имеем первоклассные моторы и самолёты своей, советской конструкции. Мы имеем мощную авиационную промышленность. Общая заслуга ЦАГИ заключается в том, что он не отгородился от заводов от промышленности. Напротив, он тесно с ними связан и совместно с ними реализует плоды своих теоретических работ"....из речи Г.К.Орджоникидзе, посвящённой 15-летию ЦАГИ
Макет тяжелого бомбардировщика Тб-3
Первый советский цельнометаллический самолёт АНТ-2 (1924г.)
Самолёт "Илья Муромец"
Название "Илья Муромец" стало именем собирательным для целого класса тяжелых самолётов, построенных Русско-Балтийским вагонным заводом на протяжении 1914-1918 гг. Всего в России было построено около 80 кораблей "Илья Муромец" различных серий
Стенды и установки для экспериментов в ЦАГИ
Макет самолета М-50 ОКБ им.В.М.Мясищева - смотровая модель
Создание транспортного гиганта АН-124 "Руслан"
Военно-транспортный самолёт Ил-76
Пассажирские и транспортные самолёты с реактивными двигателями (1970-1980)
Изначально пассажирский самолёт Ту-204 планировался в таком исполнении
При совместной взаимодополняющей работе ОКБ ОАО им.А.Н.Туполева и ЦАГИ для самолетов Ту-154 были созданы, отработаны и внедрены новые законцовки крыла с уступом и сливом, которые позволили осуществить экономию топлива
Макет Ту-154Б и Ил-96-300
В музее представлен макет Тяжелого Транспортного Самолёта Интегральной Схемы (ТТС-ИС). Цель проекта ТТС-ИС - осуществление перевозок грузов общей массой до 500 тонн на дальность до 6000 км со скоростью 500 км/ч
В отдельном зале представлены достижения ЦАГИ в космической отрасли
ВКА ЦАГИ - новое поколение крылатого возвращаемого космического аппарата
Музею авиации и космонавтики ЦАГИ от Отряда Космонавтов РКК "Энергия"
Работы ЦАГИ по космическому кораблю "Восток"
Модель ВКС "Буран" многоразовой космической системы "Энергия-Буран" (измерение тепловых потоков методом Термоиндикаторных покрытий)
В музее посетители могут увидеть модели необычных летательных аппаратов — результаты поисковых работ ЦАГИ по исследованию перспектив развития авиационно-космической техники.
Система "Мрия" и ВКС "Буран"
5 июня 1969 года на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144 впервые была достигнута скорость звука. Этот авиалайнер, созданный в эпоху «Гонки вооружений», стал настоящим прорывом для советского самолетостроения. Про него до сих пор говорят, что он опередил не только звук, но и свое время.
Первые шаги по созданию сверхзвукового пассажирского лайнера были предприняты в конце 1950-х годов в США, Англии и Франции. В начале 1960-х годов аналогичные работы начал и Советский Союз, проект разрабатывался в ОКБ А.Н. Туполева. А в ЦАГИ развернулись многочисленные исследования основных проблем пассажирского сверхзвука. Наиболее трудоемким этапом стала разработка конструкции крыла — 200 вариантов его конфигурации прошли испытания на базе института. Треугольное крыло с наплывом по передней кромке, спроектированное учеными ЦАГИ и аэродинамиками ОКБ А.Н. Туполева, позволило обеспечить сверхзвуковую скорость самолета с числом Маха, близким 8. По аэродинамическому качеству советский самолет значительно превосходил англо-французский проект «Конкорд». На основе исследований ученых ЦАГИ была выбрана компоновка силовой установки, что дало преимущество в аэродинамике и дальности полета.
В отдельном зале представлены модели самолётов
Представлены модели с самого "зарождения авиации"
ЯК-4
Ан-124 "Руслан"
Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в декабре 1985 года на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.
Модель Ил-86
ЯК-42
Ан-72
Представлены также модели вертолётов
Ка-26 — советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Камова
М-60 — нереализованный проект советского сверхзвукового стратегического атомного бомбардировщика ОКБ Мясищева.
В музее представлено очень много интересных моделей самолетов и вертолетов
На осмотр всей экспозиции музея нужно закладывать минимум один час
Адрес: 140181, г. Жуковский, Московская обл., ул. Жуковского, д.1.
Контактные телефоны: 556-36-68, 556-32-81
Вместе мы покорим небо!