Москва - сегодня, будь в курсе!
В этом году, аэропорт Шереметьево, отметит сразу 2 знаменательные даты - 55 лет аэропорту Шереметьево (11 августа) и 5 лет музею аэропорта Шереметьево (31 декабря).
1 сентября 1953 года - вышло в свет Постановление Совета Министров СССР о строительстве в районе населенного пункта Чашниково Центрального Аэродрома ВВС, впоследствии получившего название "Шереметьевский"
30 июля 1959 г. — подписан приемо-сдаточный акт. В этом историческом документе военная сторона заявила о сдаче аэродрома «Шереметьевский», а гражданская — о его приемке.
11 августа 1959 года - службами аэропорта принят первый рейс. Лайнер Ту-104 из Ленинграда с бортовым номером 42425 совершил посадку на Шереметьевском аэродроме. Самолет доставил 100 пассажиров, 2,5т груза, 200 кг почты и 600 кг багажа.
Так началась бурная жизнь аэропорта Шереметьево, сегодня мы с Вами посетим музей истории аэропорта Шереметьево.
Музей находится на пятом этаже здания Терминала "F", вход свободный. Если Вы вылетаете из аэропорта Шереметьево и у Вас есть время до вылета, то не поленитесь и поднимитесь на пятый этаж терминала "F". Уже выйдя из лифта, не доходя до дверей музея, можно ознакомиться с историей развития аэропорта Шереметьево.
Первым этапом в становлении аэропорта явилось строительство в 1962-1964 годах аэровокзального комплекса Шереметьево-1. Проект нового аэровокзала был разработан в институте "Аэропроект" командой архитекторов, возглавляемой Г.Елькиным и Г.Крюковым.
3 сентября 1964 года Шереметьево-1 принял своих первых пассажиров. это сооружение по своей оригинальности стало в то время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, в народе получившее название "Рюмка" и ставшее изюминкой в облике аэропорта на долгие годы.
Конический, расширяющийся кверху трехэтажный посадочный павильон имеет широкий, диаметром 86 метров, круглый навес, который словно зонт защищает пассажиров от дождя и снега. На первом этаже здания разместился инженерно-технический персонал и служба перроной механизации. Просторное светлое помещение второго этажа предназначено для вылетающих пассажиров. На третьем этаже разместились диспетчеры, контролирующие весь процесс наземного обслуживания.
В 1971 году к "рюмке" были пристроены и четыре года эксплуатировались два телескопических трапа голландского производства, предназначенные для посадки и высадки пассажиров. Однако в суровых условиях русской зимы трапы периодически ломались, и к 1975 году были полностью демонтированы и отправлены назад в Голландию. "Рюмка" обрела свой первозданный вид.
История управления аэропортом:
1959-1961гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Борисов Василий Александрович
Под руководством первого начальника аэропорта Шереметьево В.А. Борисова, военный аэродром "Шереметьевский" был преобразован в гражданский аэропорт "Шереметьево". В здании ЦПУ на площади 60кв.м. на двух стойках были организованы регистрация пассажиров, взвешивание и оформление багажа, обустроен зал ожидания, установлены справочное бюро и билетные кассы.
1961-1962гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Грачев Виктор Георгиевич
В короткие сроки В.Г.Грачеву удалось организовать полеты в аэропорте Шереметьево, строго разделив сферы деятельности служб на обслуживание международных рейсов и по внутрисоюзным линиям. Виктор Георгиевич много сделал для внедрения средств механизации и радиофикации, в том числе переносных радиостанций для оснащения аэропортовых служб.
1962-1968гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Козин Борис Николаевич
С именем Б.Н.Козина связана реализация генерального плана развития аэропорта - масштабное строительство и ввод в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса Шереметьево-1 в условиях действующего аэропорта. Под руководством Бориса Николаевича увеличились внутренние и международные перевозки, расширилась география международных полетов, налажены сообщения с 37 странами мира.
1968-1971гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Кузнецов Аркадий Григорьевич
Руководство А.Г.Кузнецова пришлось на 10-летие Шереметьево, которое аэропорт отмечал с отличными показателями и первым утвержденным генеральным планом развития. План предусматривал возведение новых объектов и был рассчитан на много лет вперед. В те годы перед гражданской авиацией страны была поставлена задача дальнейшего увеличения воздушных перевозок. Для обеспечения большей пропускной способности аэродрома Шереметьево было принято решение о строительстве второй взлетно-посадочной полосы с магистральной и соединительными рулежными дорожками
1972-1979гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Демьяненко Яков Федорович
В период руководства Я.Ф.Демьяненко был реализован международный опыт оборудования аэродромов, применение современных систем навигации и посадки. В преддверии Олимпийских игр в южном секторе аэропорта на месте аэровокзала союзных авиалиний началось строительство нового аэровокзального комплекса Шереметьево-2
1979-1988гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Потапов Владимир Владимирович
Руководил аэропортом в течение 9 лет и запомнился как один из самых одаренных, значимых и грамотных начальников за историю аэропорта того времени. Владимир Владимирович прошел в Шереметьево путь от инженера до начальника аэропорта. В этот период были построены аэровокзальный комплекс Шереметьево-2, международная гостиница и автоматизированный грузовой комплекс
1988-1991гг. Начальник аэропорта Шереметьево - Хриплый Аркадий Александрович
С мая 2005 года и по настоящее время генеральный директор аэропорта Шереметьево - Михаил Михайлович Василенко
Знамя ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". Использовалось в 1996-2006 годах после формирования аэропорта Шереметьево в качестве самостоятельного юридического лица
Вот сколько всего интересно можно узнать ещё даже не зайдя в сам музей
Зайдя в помещение музея, меня встречает хранитель и основатель музея - Харитонов Олег Васильевич
Олег Васильевич рассказал о создании музея аэропорта Шереметьево.
- Сначала у аэропорта был один музей с авиакомпанией Аэрофлот, но после того как аэропорт и авиакомпания поделились на два акционерных общества, то Аэрофлот построил себе собственное здание под музей.
Строительство Музея продолжалось несколько лет – его открытие состоялось в 2009 году и было приурочено к 50-летию аэропорта Шереметьево. Преимущество музея аэропорта Шереметьево, перед другими летными музеями, в том, что есть вид на летное поле, таких музеев в мире единицы.
Олег Васильевич работает в порту 33 года! В музее работает со дня открытия
При входе размещается раздел, посвященный пограничной службе аэропорта
Система досмотра ручной клади и багажа
Стенд Службы аварийно-спасательного обслуживания полетов. Основные задачи пожарной охраны при аварии воздушного судна
Шереметьево - это Россия
Чемпион мира по шахматам А.Е.Карпов раздает автографы личному составу ООПК "Москва" в аэропорту Шереметьево
Выдающаяся киноактриса С.Лорен прибыла в аэропорт Шереметьево
Форменная одежда командира воздушного судна "Аэрофлота", использовалась в 1950-1960-годах.
Модель самолета Ту-104. 11 августа 1959 года в 9 часов 45 минут на бетонной дорожке аэродрома Шереметьево совершил посадку советский пассажирский самолет ТУ – 104
МИ-4 на линии Аэровокзал-Шереметьево (архив ЦАЭиАДМ)
Пол музея выполнен в виде взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек аэропорта Шереметьево
Приборная доска бортинженера самолета ТУ-154М в пилотской кабине
Переносная радиостанция Р-824М, с телефонной трубкой и наушниками
Мониторы "Siemens 31" использовались с 1980г. в составе систем видеонаблюдения и промышленного телевидения на объектах аэропорта Шереметьево в качестве оконечных мониторов для вывода изображения
Видеомагнитофоны Sony в период с 1980 по 1993гг. использовались работниками пограничной службы для просмотра видеоматериалов на видеокассетах. Просмотр выполнялся с целью определения соответствия содержимого видеокассет установленным нормам - т.е. не допускалось содержимое порнографического характера, различная документация и данные закрытого характера
Пассажиры, вылетающие сегодня из Шереметьево, и не догадываются, что благодарить им надо не только работников аэропорта, но и лично Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева и Брежнева. Первого - за передачу военного аэродрома гражданской авиации, второго - за то, что при нем Политбюро все-таки выделило средства на строительство Шереметьево-2.
Вертикальный срез искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы в натуральную величину
Снизу вверх:
- подушка из песка;
- подушка из крупного гравия;
подушка из смеси песка и мелкого гравия;
- подушка из цементной смеси;
- бетонное покрытие
Вот так выглядит ВВП аэропорта
Мастер-план Южного терминального комплекса. Отображает реконструкцию и развитие Международного аэропорта Шереметьево до 2030 года.
Мастер-план развития Северного терминального комплекса
Стенд с сувенирами и моделями самолетов
Модель самолета Ил-96-300 RA-96005 «Валерий Чкалов». Борт 96005 летает с апреля 1991 года. За это время он побывал в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске, Хабаровске и Владивостоке, Якутске и Нью-Йорке, Шенноне и Гаване, Токио и Буэнос-Айресе. Именно этот самолет совершил два уникальных полета продолжительностью 16 часов 35 минут (пролетел 13000 км) и 18 часов 09 минут (пролетел 14840 км), доказав теоретически возможность беспосадочного перелета из Москвы в Австралию.
Столик с историческими буклетами авиакомпании Аэрофлот. Обратите внимание на "ножки" стола, они сделаны в виде шасси самолета:)
На этом буклете представлены самолеты Ил-62 и Ил-86
Аэрофлот - быстрые крылья Олимпиады
Сувенирный ключ от аэровокзального комплекса Шереметьево-2. Подарен руководству аэропорта немецкими строителями по завершению строительных работ 31 декабря 1979 года. В 1980 году новый терминал сдан в эксплуатацию к XXI летним Олимпийским играм
Осмотр телетрапа Шереметьево
Производят слева направо: В.В.Потапов - начальник Международного аэропорта Шереметьево, В.А. Ногин - начальник терминального комплекса Шереметьево-2, Б.М.Смирнов - зам.главного инженера Шереметьево-2, А.И.Малышев - зам.начальника Производственно-диспетчерской службы аэропорта
Потолочные кольца терминала Шереметьево-2. Основной элемент потолочного покрытия в залах прилета (1-й этаж) и вылета (2-й этаж) терминала Шереметьево-2 в 1980-2002гг.
Комплект женской форменной одежды Службы бортпроводников "Аэрофлота" в 1990-е гг.
Комплект женской форменной одежды Службы по организации пассажирских перевозок Шереметьево в 1985 - 1995гг. Представлен Маргаритой Павловной Глыбиной - ныне замначальника Службы по организации обслуживания официальных лиц и делегаций ОАО "МАШ"
Форменный пиджак работников Производственно-диспетчерской службы в 1970-1980гг. Форма предоставлена вместе с нагрудными знаками и наградами Олегом Васильевичем Харитоновым - бывшим диспетчером ПДС, ведущим инженером - руководителем группы ПДС, начальником Службы перронного обслуживания, а ныне - заведующим Музеем
1982г. Группа диспетчеров Службы организации пассажирских перевозок аэропорта Шереметьево во главе с начальником смены Ш.И.Зайцевой (первый ряд, вторая слева направо)
80-е годы "Ручная работа" по восстановлению разметки на перроне аэропорта Шереметьево
Форменная одежда диспетчеров ПДС в 2002-2004гг. Форма предоставлена О.В. Харитоновым. Поверх формы - защитная жилетка диспетчера по организации обслуживания ВС на перроне, предоставлена ПДС аэропорта
Комплект женской форменной одежды ООО "Аэроэкспресс"
27 августа 2009 года состоялось открытие нового терминала «Аэроэкспресс» на Белорусском вокзале и был дан старт курсированию электропоездов между Белорусским вокзалом и станцией Аэропорт Шереметьево - теперь добраться до аэропорта можно быстро и минуя московские пробки. Поезда следуют в аэропорт Шереметьево и в обратном направлении без остановок.
Комплект женской форменной одежды ОАО "МАШ" в 2005-2008гг. Представлен Еленой Николаевной Горбачевой - ныне ведущим экспертом ПДС аэропорта
Комплект женской форменной одежды ОАО "МАШ" с 2009 года по настоящее время
Модели самолетов авиакомпаний партнеров аэропорта Шереметьево
Модели самолетов установлены на полке, полка сделана в виде самолетного трапа
Горький шоколад
В музее представлен большой Мастер-план Международного аэропорта Шереметьево к 2030 году
Мастер-план предусматривает увеличение пропускной способности Шереметьево до 64 млн. человек, а транзитного потока до 25%.
Для достижения стратегических целей аэропорта необходимы создание второй летной зоны и строительство независимой третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Это позволит Шереметьево увеличить количество взлетно-посадочных операций. За счет строительства ВПП-3 пропускная способность пассажирских терминалов будет сбалансирована с пропускной способностью аэродрома
Датчик измерения скорости ветра
Диспетчерское переговорное устройство для телефонной и радиосвязи
На 32 канала с коммутационным устройством, микрофоном и двумя телефонными трубками. Из комплекта громкоговорящей и телефонной связи "ОРЕХ". Использовалось до 2010 года ПДС терминалов Шереметьево-1 и Шереметьево-2
Подарочный макет самолета ИЛ-18 от коллектива предприятия н/я 2418 от 05.02.1964г.
Указатель гирополукомпаса УГПК
Штурвал самолета Ту-104
В музее аэропорта Шереметьево посетителям предоставляется уникальная возможность, сесть около окна с видом на летное поле и посмотреть фотографии прошлых лет аэропорта
Герой Советского Союза, прославленный полярный летчик, первый начальник аэропорта В.А.Борисов
В центре: Герой СССР, первый начальник аэропорта Шереметьево В.А.Борисов, второй справа - первый начальник Службы движения А.Н.Саулин с руководством гражданской авиации СССР (1980г.)
Руководящий состав Службы движения аэропорта Шереметьево (1969г.)
Первый начальник Медико-санитарной части В.И.Волкова и председатель профкома А.С. Коробов (1970г.)
Пожарная служба аэропорта в 1976 году
Несколько фотографий для споттеров. Вот такие "вкусности" когда-то совершали посадку в аэропорту Шереметьево
DC-10 Pakistan International Airlines
DC-9 Aeronautica Militare Italiana
DС-8 авиакомпании UTA и Air Afrique
Позитивный значок от Аэрофлота:)
В соседней комнате с музеем, есть вот такой супер стол сделанный в виде турбины двигателя
Вот таким я увидел музей аэропорта Шереметьево
Хочется сказать огромное Спасибо Харитонову Олег Васильевичу! И пожелать крепкого здоровья и процветания Музею аэропорта Шереметьево!
Хочется поблагодарить за помощь Алексееву Татьяну, из пресс-службы Международного аэропорта Шереметьево!