Москва - сегодня, будь в курсе!
В Москве есть замечательное место - Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России, которое расположено на Красноармейской улице д.4 (в десяти минутах ходьбы от метро Динамо). В музее находится одна из самых больших в стране коллекций авиационно-космической тематики - десятки тысяч экспонатов. В наши дни музейная экспозиция состоит из девяти залов.
Стоимость входных билетов:
Для взрослых — 250 руб.
Школьникам, студентам, пенсионерам — 150 руб.
Дошкольникам — 100 руб.
Членам многодетных семей —100 руб.
Фотосъемка - бесплатно
6 ноября 1924 года Второе всесоюзное совещание Общества друзей воздушного флота (ОДВФ) приняло решение о создании Центрального авиационного музея в г.Москве, получившего название "Центральный аэромузей ОДВФ СССР". По ходатайству ОДВФ Моссовет выделил под музей полуразрушенное здание бывшего загородного ресторана "Аполло". В течение 1925-1926гг. был выполнен большой комплекс работ по ремонту здания, сбору экспонатов и созданию экспозиции. Торжественное открытие музея состоялось 18 января 1927 года.
Экспозиция представлена на двух этажах музея
Начнем знакомства музея с возникновения воздухоплавония в России. Узнаем, что первые воздушные шары появились в 1783 году. 7-го августа 1887 года Менделеев совершил полет на воздушном шаре. За совершение этого полёта Д.И. Менделеев был удостоен медали Французского общества воздухоплавания.
Экспозиция представлена со стендов, посвященных истории авиации и космонавтики, макетами и моделями летательных аппаратов от первого самолета Можайского, до сверхзвуковых авианосцев нашего времени.
Контр-Адмирал А.Ф.Можайский (1825-1890) первый отечественный авиаконструктор, построивший в 1883г. натуральный самолет с паровыми двигателями и доведший его до стадии летных испытаний. При попытке взлета в июне 1885г. самолет при отрыве от земли после разбега накренился набок и поломал крыло.
Американские изобретатели братья Райт, слева Вильбур (1867-1912) и Орвиль (1871-1948). 17 декабря 1903 года Орвилл Райт совершил первый управляемый полет на машине тяжелее воздуха - т.е. на прототипе современного самолета.
Давняя мечта человека - обрести крылья стала реальностью в результате этих первых 12 секунд полета. До этого момента из аппаратов тяжелее воздуха в небо поднимались лишь безмоторные планеры.
Опытный самолет - "Русский Витязь", 1913г.
В зале "парит" много больших самолётов
Опытный самолет - "Гаккель-III", 1910г.
Полётные очки
Представляете, раньше у воздушных судов были зеркала заднего вида
Комплект натуральных авиационных зимних лыж к самолету "Ньюпор-IV", подаренные музею известным российским летчиком Б.И.Россинским. В России зимние лыжи использовались на военных самолетах длительное время, начиная с зарождения легкомоторной и тяжелой авиации до 60-десятых годов XX века включительно. На самолетах легкомоторной авиации гражданского предназначения зимние лыжи эксплуатируются и по настоящее время. Эксплуатация зимних лыж и сегодня позволяет осуществлять воздушные перелеты легкомоторных самолетов в труднодоступные районы нашей необъятной Родины.
Первый русский биротативный шестицилиндровый мотор А.Г.Уфимцева. Опытный образец 1908г. Мощность около 25л.с. Мотор кустарной постройки, испытывался на заводе Щетина в 1908-1909гг Дальнейшим усовершенствованием его является четырехцилиндровый мотор той же системы, построенный в 1916г. Бежецким воздухоплавательным кружком при Брянском заводе
Модель многоцелевого самолета - "Вуазен LAS", Франция
Агитационный самолет АНТ-20 "Максим Горький", пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси
Р-3 (самолет - разведчик ВВС, биплан). Разработчик ОКБ Туполева, год выпуска 1925
Четырехплан В.Ф.Савельева, год выпуска 1923, экипаж два человека, практический потолок 3500 метров
Стенд на котором показаны опытные и малосерийные самолеты
КАСКР-1 ("Красный инженер" - легкий автожир построенный Н.И.Камовым и Н.К.Скржинским)
КОМТА - один из первых советских опытных самолетов. Создан под руководством В.Л.Александрова, А.Н.туполева, А.М.Черемухина, Б.Н.Юрьева. Год создания 1922, количество мест в кабине - 10
К-7 - опытный тяжелый бомбардировщик (год создания 1933г., экипаж - 12 человек)
Бюсты летчиков-испытателей. Слева - Михаил Михайлович Громов - советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, спортсмен. В 1937 году на АНТ-25-1 (второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта.
Справа - Валерий Павлович Чкалов - советский лётчик-испытатель
В этой части экспозиционного зала рассказывается о покорении Полюса Недоступности, о беспосадочных перелётах через Северный полюс
Далее идём осматривать экспозицию на втором этаже музея. Над нами "пролетает" тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (1940г.)
Первый зал, в который мы попадаем - зал Советская авиация в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Фронтовой истребитель Як-1. Год выпуска 1940г., максимальная скорость 574 км/ч, дальность полета 850 км.
Скоростной истребитель И-16 тип 24
Поршневой двухрядный звездообразный 14-цилиндровый авиационный двигатель М-82. один из основных авиационных двигателей периода Великой Отечественной Войны. Устанавливался на самолетах Су-2, Ту-2, Ла-5, Пе-8
Фронтовая линия. Авиационные группировки Германии и Советского Союза на 22 июня 1941 года
Истребитель МиГ-3 (время набора 5000 метров 6,5 минут)
Переходим в зал "Реактивная авиация"
Катапультное кресло КМ-1-1 предназначено для размещения и крепления членов экипажа в обычном полете и спасения членов экипажа в аварийной ситуации по команде члена экипажа. Обеспечивает спасение экипажа на всех высотах и при всех скоростях полета. Применяется на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27.
В зале установлены интерактивные мониторы, на которых можно подробно прочитать о каждом экспонате
Двухствольная пушка ГШ-23л, в подвесном и встроенном вариантах устанавливалась на истребителях МиГ-23С
Плакат посвящен первой в мире женщины - космонавта Терешковой Валентины Владимировны. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор. Позывной Терешковой на время полёта — «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо! Сними шляпу!»
Истребитель Су-17
Опытный двухместный всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200
Сверхзвуковые истребители 60-х годов
Модели истребителей
Представлены макеты современных истребителей и бомбардировщиков (Су-34)
В музее интересно будет, как детям, так и взрослым
Прицел истребителя МиГ-23С типа АСП-ПФ, предназначен для пуска ракет, прицельного бомбометания и стрельбы
Переходим в зал гражданской авиации
Ан-12БПЛ самолет полярной авиации (модифицированный транспортный самолет на базе Ан-12БП). Год создания 1960, всего два самолета. Для эксплуатации в полярных районах для самолета разработаны специальные не убирающиеся лыжи "лапти"
Дальнемагистральный пассажирский самолет - Ту-114
Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-62
Макет самолета представлен в разрезе и можно увидеть компоновку салона самолета, багажный отсек и кабину пилотов
Среднемагистральный пассажирский самолет Ан-10А
Самолеты местных и ближних линий
Ближнемагистральный пассажирский самолет - Ту-124
Тяжелый транспортный самолет Ан-22 "Антей"
Макет Ан-22 представлен тоже в разрезе и видно, что в самолет можно погрузить три пассажирских автобуса и ещё останется немного места
Тяжелый транспортный самолет АН-124 "Руслан"
В зале представлена большая коллекция моделей вертолетов
Транспортный и десантный вертолет Як-24
Корабельный вертолет Ка-15
Ещё один зал посвящен самолетному и вертолетному спорту.
Здесь представлены фотографии чемпионов и рекордсменов России, Европы и мира, фотографии спортивных самолетов и вертолетов.
Экспозиция посвящена планерному, дельтапланерному спорту, спорту на сверхлегких летательных аппаратах и дельтапланерному спорту
Во дворе музея представлен спускаемый аппарат космического корабля "Восток"
а также портреты космонавтов возвратившихся на Землю на спускаемом аппарате космического корабля "Восток"
И последний зал музея посвящен ракетно-космической отрасли
Создатели ракетно-космической техники
Второй советский искусственный спутник Земли с собакой Лайкой на борту
Первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет.
Возвращение Лайки на Землю конструкцией космического аппарата не предусматривалось. Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на космической орбите около недели
Представлены макеты космических спускаемых аппаратов
Модель спутника "Экран", предназначенного для ретрансляции программ Центрального телевидения на районы Сибири и Крайнего Севера
Скафандр космонавта (СК-1) - индивидуальное снаряжение, обеспечивающее условия жизнедеятельности и работоспособности в условиях вакуума, низких и высоких температур, при катапультировании на больших высотах и спуске с парашютом, а также безопасное приземление и приводнение. Применялся на кораблях-спутниках "Восток" в 1961-1963гг.
Кабина тренажера, предназначенного для отработки ручного и автоматического управления космическим кораблем "Буран"
А ещё при музее есть огромный магазин, где вы сможете увидеть и приобрести всевозможные модели самолетов разных размеров, а так же значки, магниты и многое другое.
Вот такой замечательный музей - Центральный Дом авиации и космонавтики. Однозначно рекомендовано для посещения с детьми, особенно с мальчишками, а также советую любителям авиации!