Москва - сегодня, будь в курсе!
В Москве есть такая категория музеев, в которые просто так попасть не получится. Находятся такие музеи на предприятиях и научно-исследовательских институтах. Один из таких «закрытых» музеев находится на территории Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина - одно из ведущих предприятий России по разработке авиационной техники. В музей Ильюшина мы сегодня и отправимся.
Публичное акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» образовано в 1933 году. Начальником ЦКБ был назначен Сергей Владимирович Ильюшин. Под руководством С.В.Ильюшина конструкторское бюро стало одним из ведущих предприятий в СССР и России, занятых в создании сложной авиационной техники.
Экскурсию по музею для меня любезно провела хранительца музея и бывшая работница ОКБ Ильюшин - Наджарова Елена Борисовна. Елена Борисовна и её покойный муж Наджаров Константин Михайлович (автор программ и расчетов, ведущий математик, доктор технических наук) проработали на предприятие долгие годы и кому, как не Елене Борисовне рассказать об истории Ильюшина.
На входе в музей висят портреты выдающихся авиаконструкторов страны: С.В.Ильюшин, А.Н.Туполев, А.С.Яковлев, Н.Н.Поликарпов, А.И.Микоян, С.А.Лавочкин, О.К.Антонов, П.О.Сухой. Также стену украшают портреты Героев Советского Союза, Героев социалистического труда, лауреатов Ленинской премии, лауреатов Государственной премии СССР
"Создать трудоспособный коллектив единомышленников и энтузиастов несравненно труднее, чем самый хороший самолет." (С.В.Ильюшин)
В первом зале музея собрана история. Здесь представлены документы и фотографии, о том, как зарождалось конструкторское бюро
В начале 1930-х годов было принято решение усилить руководство авиационной промышленности. Ее возглавил бывший начальник УВВС П.И.Баранов.Начальником ЦАГИ стал заместитель председателя НТК УВВС военный инженер Н.М.Харламов. Его заместителем и начальником Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, в котором были сосредоточены почти все ведущие коллективы, работавшие тогда в опытном самолетостроении, назначили С.В.Ильюшина. Однако решение о создании ЦКБ ЦАГИ оказалось нежизнеспособным. В процессе работы над новыми типами самолетов усиливалась специализация конструкторских коллективов, усложнялось управление ими и по настоянию С.В.Ильюшина 13 января 1933 года П.И.Баранов подписал приказ о разделении ЦКБ ЦАГИ и организации Центрального конструкторского бюро опытного самолетостроения легких самолетов.
"Для авиационного конструктора планеризм - та люлька, в которой обязательно должен качаться ребёнок, прежде чем научиться ходить" (С.В.Ильюшин)
Свою работу над планерами С.В.Ильюшин начал с учебного планера. Исходя из этих требований, Ильюшин и проектировал свой первый планер, конструкция которого из дерева и полотна с минимальным количеством металлических деталей была предельно простой. Проект планера С.В.Ильюшина был рассмотрен на Техническом бюро планерной секции академии и рекомендован к постройке. Ему было присвоено обозначение АВФ-3 (Академия Воздушного Флота-3).
Сергей Владимирович Ильюшин - (1894 - 1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
Родился 31 марта 1894 в деревне Дилялево (ныне Вологодский район, Вологодская область) в семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны. В семье Ильюшиных было одиннадцать детей, из них выжили и выросли девять (два мальчика умерли в младенчестве). Сергей был самым младшим.
70 типов самолётов генерального конструктора С.В.Ильюшина, начиная с ЦКБ-26 и кончая межконтинентальным лайнером ИЛ-62, испытывал прославленный лётчик, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, лауреат ленинской премии - Владимир Константинович Коккинаки.
Сотрудники работали как одержимые, спали, ели, прямо в КБ
Сергей Владимирович Ильюшин на отдыхе
Сергей Владимирович очень любил отдыхать в деревне Дилялево Вологодской губернии, где он провёл своё детство.
"...Я часами сижу и любуюсь далью, которая расстилается перед нашим домиком. Озеро, а за ним нескончаемые дали, дали на 50-70 км. Вся эта панорама как живая. Она с каждым часом меняется. Особенно красивое озеро. Оно то голубое, то такое как стекло, его поверхность и берега отражаются в нём. А иногда радует ветер и оно свирепеет, становится темным и по нему бежит бесчисленное множество белячков. В такую пору даже мой катер не выдерживает мощной и крутой волны..." (Письмо С.В.Ильюшина к А.В.Ильюшиной)
Макет дома С.В.Ильюшина в Дилялево
Далее переходим в следующий зал музея - это рабочий кабинет Сергея Владимировича
C.В.Ильюшин – целая эпоха в гражданском послевоенном самолетостроении, эпоха, вобравшая все современные качества авиации: скорость, высоту, простоту конструкции, надежность в эксплуатации, комфорт.
На стене висят чертежи самолетов Ил-2 и Ил-62 (с двигателем НК-8)
Рабочий стол Сергея Владимировича Ильюшина
Известный факт, что Сергей Владимирович был трудоголик. Он раньше всех приходил на работу и почти всегда уходил с неё последний
В кабинете висит подарок к 100-летию Сергея Владимировича Ильюшина (31.03.1994г.) от авиастроителей Узбекистана
Макет самолёта Ил-74. Параллельно с работами по созданию Ил-74 шла разработка похожего самолета в ОКБ Туполева – Ту-154, имевшем аналогичное назначение. Существовала, одна из причин, по которой был выбран именно Ту-154, это малая загруженность конструкторского бюро Туполева, в то время как КБ Ильюшина было завалено работой.
Конструкторская организация, созданная Ильюшиным, в начальный период ее деятельности была малочисленна. Сергей Владимирович считал, что и большие дела можно выполнять малыми силами, и стремился к минимальной стоимости опытных разработок. Один из принципов ильюшинской системы управления – личное участие в решениях принципиальных и многих других вопросов. С.В.Ильюшин создал в своем коллективе простую схему подчиненности – каждый старший координирует работу младших при исключительно четком распределении работ. Он умел так выстраивать отношения, что все, кем он руководил, не чувствовали себя простыми исполнителями, выполняющими определенные задания, а равноправными участниками общего дела. И в этом – один из секретов столь успешного руководства.
В следующем зале подробно рассказывается о годах истории ЦКБ
Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии как воздух, как хлеб! (Из телеграммы Верховного Главнокомандующего самолетостроителям)
Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолетом».
Самолет Ил-2 иногда называют творческой удачей, находкой конструктора. Бывает, конечно, такое и в творчестве. Но целая серия находок и их строго определенная совокупность в боевых свойствах самолета не могли быть просто удачей. За ней стояли опыт летной и инженерной службы, раздумья конструктора по военным проблемам, годы напряженного труда талантливого коллектива, созданного Сергеем Владимировичем Ильюшиным
Раздел музея посвященный истории ЦКБ Ильюшина во время Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Диорама: Штурмовики Ил-2 атакуют укрепленный район немцев юго-восточнее Минска, июль 1944г.
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах № 1 и № 18 в Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в Москве. Из общего количества Ил-2 (36 183 шт.) 74 % произведено в Куйбышеве 26 888 шт.
Ближайшие соратники С.В.Ильюшина 1950-1970 годы
В соответствии с Законом о послевоенном пятилетнем плане, предусматривавшем значительное развитие Гражданского воздушного флота в СССР. Коллектив ОКБ С.В.Ильюшина работает над созданием пассажирских самолётов Ил-12 и Ил-18.
В июне 1947 года начались регулярные пассажирские перевозки на самолетах Ил-12. Самолеты Ил-12 сыграли выдающуюся роль в освоении Арктики и Антарктики
Ил-28 - реактивный фронтовой бомбардировщик. Строился серийно. Выпущено около 6320 самолетов различных модификаций. Самолеты Ил-28 стали первыми в Советском Союзе из принятых на вооружение реактивными бомбардировщиками, и они ознаменовали целую эпоху в развитии советской реактивной бомбардировочной авиации.
В 1950 году коллектив ОКБ Ильюшина выпускает самолет Ил-14П, первый в СССР двухдвигательный пассажирский самолёт, обеспечивший безопасный взлёт в случае отказа одного двигателя в любой точке взлетной траектории. 30 ноября 1954г. начались регулярные пассажирские перевозки на самолетах Ил-14
В 1956-1957 годах коллектив ОКБ ведёт инициативную работу по созданию высокоэкономического пассажирского самолета Ил-18 с турбовинтовыми двигателями. Сделать самолёт доступным широким массам трудящихся, приблизив стоимость воздушного путешествия к стоимости проезда по железной дороге - вот к чему стремились создатели этого самолёта
«Ил…за этими двумя стоит не просто самолёт. За ними – большой коллектив тех, кто его создавал, строил, испытывал. За ними – конструктор…Вот почему Ил для нас – это и человек, и самолёт» (А.Н.Пономарев)
Ил-62 - первый советский турбореактивный дальнемагистральный пассажирский самолёт межконтинентальной дальности.
Первый полёт совершил 2 января 1963 года. В эксплуатации с 1967 года. Производился серийно в 1966—1995 годах. Всего было выпущено 289 самолётов (с прототипами). Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.
На самолёте Ил-62 было установлено несколько мировых рекордов скорости и дальности полёта. В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного («борт № 1») — в СССР, Российской Федерации, Северной Корее.
Самолёты с маркой "Ил" за рубежом
Ил-76 транспортный самолет нового поколения
25 марта 1971 года с центрального аэродрома им М.В.Фрунзе г.Москвы совершил первый взлет транспортный самолет Ил-76. Мощная механизация крыла, принципиально новая конструкция шасси, грузовая кабина, позволяющая размещать крупногабаритные грузы, высокая надежность - вот те качества, которые обеспечивают транспортировку 40т грузов на расстояние до 6700км
Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым Т-образным оперением. Силовая установка представлена четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крылом.
У самолета Ил-76 есть грузовая рампа - это нижняя часть грузолюка, которая опускается вниз для загрузки техники и грузов
Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач по десантированию воздушных десантов, воздушным перевозкам войск, боевой техники и грузов, больных, выполнению специальных задач. Самолет Ил-76 открыл новые возможности для доставки различных грузов в труднодоступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане используя различные способы их парашютного десантирования. На Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов.
"...Начать эксплуатацию новых пассажирских самолётов ИЛ-86 (Аэробус)." Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы.
Ил-86 первенец третьего поколения
Торжественный митинг, посвященный окончанию сборки первого опытного широкофюзеляжного самолёта Ил-86, 9 ноября 1976г.
Ил-86 — четырёхмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолёт для авиалиний средней протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина.
По классификации НАТО — «Camber» («Изогнутый», «Выпуклый»). Первый и самый массовый советский пассажирский широкофюзеляжный самолёт. Производился серийно в 1980—1997 годах на авиационном заводе Воронежского акционерного самолётостроительного общества в Воронеже. Всего было выпущено 106 самолётов.
Единственным гражданским пользователем лайнера в советское время был «Аэрофлот». В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости. В 1980-х годах были реконструированы ВПП во многих крупных аэропортах СССР, что позволило им принимать самолёты Ил-86. Лётный век Ил-86 был относительно недолгим. Из-за крайней неэкономичности и шумности двигателей НК-86 массовое списание и вывод из эксплуатации авиалайнеров этого типа началось уже с начала 2000-х годов. Причиной стали, в том числе, введённые в ЕС ограничения по шуму, что помешало Ил-86 совершать полёты в большинство аэропортов Европы.
Ил-96 — советский и российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт для авиалиний средней и большой протяжённости, спроектированный в КБ Ильюшина в конце 1980-х годов. Совершил первый полёт в 1988 году
Ил-96 стал первым советским дальнемагистральным широкофюзеляжным самолётом. Рассчитан на 300-435 пассажиров и дальность полёта 13 000 км. Как и другие советские самолёты, появившиеся незадолго до распада СССР, массовым Ил-96 так и не стал. К 2014 году выпущено всего 28 самолётов, из которых эксплуатировалось 11.
В музее представлены грамоты, дипломы выдающихся умов КБ
В настоящее время «ильюшинцы», постоянно взаимодействуя с ведущими производителями комплектующих изделий авиационной техники, научно–исследовательскими институтами и крупнейшими авиакомпаниями выполняют полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил».
У "Ильюшинцев" далеко идущие планы по выпуску новых самолетов и модернизации существующих. В настоящее время происходит глубокая модернизация транспортного самолета Ил-76МД. Модернизированный самолет получил название Ил-476.
В феврале 2017 г. было объявлено, что между Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и Объединённой авиастроительной корпорацией заключён контракт на проведение опытно-конструкторских работ по созданию модернизированного пассажирского самолёта Ил-96-400М. Условия контракта предусматривают изготовление опытного экземпляра самолёта Ил-96-400М для проведения лётных испытаний к 2019г.
Вот такой интереснейший музей Ильюшина! Желаем "Ильюшинцам" выпуска новых современных самолетов! И быть всегда на высоте!
За организацию посещения музей хочется сказать ОГРОМНОЕ Спасибо Мельникову Дмитрию Ивановичу. За рассказ и экскурсию огромное Спасибо Наджаровой Елене Борисовне!