Moscowolk

Москва - сегодня, будь в курсе!



На станции Пресня Московского центрального кольца (МЦК) находится интересный музей – музей Московской окружной железной дороги (МОЖД). Экспозиция музея рассказывает об истории строительства Московской окружной железной дороги, её трансформации в современную транспортную систему – МЦК. Оживляют историю уникальные документы, чертежи, макеты, подлинные элементы железнодорожного транспорта.

Музей Московской окружной железной дороги

Адрес: г. Москва, ул. 3-я Магистральная, д. 19, стр. 3 (на железнодорожной станции Пресня)

Режим работы:

ср.–вс. – с 10:00 до 17:00 (вход – до 16:00)

Стоимость билетов:

взрослые – 210 руб.; льготный билет – 140 руб.; дети до 7 лет – бесплатно.

На входе в музей установлена лавочка и станционный колокол. Любой желающий может позвонить.

Одиночный удар в колокол после предупредительного звона означал разрешение к началу посадки в вагоны. На промежуточных станциях такой сигнал оповещал пассажиров о прибытии поезда. Двойной удар в колокол выражал требование занять свои места в вагоне. Тройной удар в колокол означал отправление состава. Звон станционного колокола служил сигналом не только для пассажиров, но и для железнодорожных служащих.

Экспозиция посвящена истории Московской окружной железной дороги

Архитектура Московской Окружной железной дороги стала заметным явлением Москвы. Над проектами сооружений трудились 8 архитекторов. Автором оформления всех зданий и сооружений кольцевой дороги был профессор А.Н. Померанцев. Самое известное сооружение Александра Померанцева – Верхние торговые ряды (ГУМ) на Красной площади.

история создания Окружной железной дороги

Посетителям представлены: Флажки сигнальные (1930г). Башмак железнодорожный тормозной горочный (начало XXв). Стекло в кассете для буферных фонарей (середина XX в.)

РЖД Флажки сигнальные Башмак железнодорожный

Домкрат железнодорожный (начало XX в.)

Домкрат железнодорожный

Гости музея увидят рельсовые крепления (костыли) для деревянных шпал, прокладка костыльного скрепления железнодорожного пути.

рельсовые крепления (костыли) для деревянных шпал

Торжественное открытие Московской окружной железной дороги состоялось 19 июля 1908 года (по старому стилю). Архитектура малого кольца стала заметным явлением в облике города.

Музей Московской окружной железной дороги (МОЖД)

Михайловский Константин  Яковлевич (1834-1909гг) – инженер-строитель, окончил институт инженеров путей сообщения императора Александра I. Михайловский непосредственно контролировал ход работ по строительству Московской Окружной дороги.

Строительство дороги сразу развернулось на многих участках. Одновременно использовалось 6 экскаваторов. Самый мощный из них был построен на Путиловском заводе. В среднем ежедневно на работах было занято 3000 человек.

Первый участок Окружной – 7 верст – был готов к концу лета 1904 г, это был перегон от Павелецкой линии к станции Канатчиково. К августу 1907 г. Была закончена укладка вторых путей, обследованы мосты и путепроводы, всё внимание сосредоточили на завершение станционных зданий, их оборудовании, устранении недоделок в паровозном депо Лихоборы. Высокая комиссия, изучив в ноябре-декабре состояние дел на Окружной, приняла решение на открытие дороги летом 1908 г. Согласно циркуляру №5/2695 от 5 мая 1980 г., Московская Окружная железная дорога переходит со всеми соединительными ветвями в заведывание Управление Николаевской железной дороги.

история МЦК

Главная цель сооружения дороги – сокращение задержек при передаче подвижного состава в Московском узле, которые составляли в среднем не менее трёх суток. Уменьшение простоя даже на один день давало в год экономию 36 млн. рублей, что почти ровнялось стоимости сооружения самой дороги.

Первоначально по Окружной дороге ходили только пассажирские поезда – две пары в сутки, которые отправлялись с Николаевского вокзала. Пассажирский поезд проходил по Окружной за 2 часа. Предполагалось, что среди пассажиров будут преобладать люди, живущие на окраинах, работающие на фабриках и заводах. Поэтому для пассажирских перевозок использовали вагоны 2 и 3 классов. С началом Первой мировой войны резко возрос грузовой поток, пассажирское движение по кольцу было приостановлено.

Музей МОЖД

Макет 1:87 Николаевского моста через Москву-реку (ныне Краснолужский). Спроектирован и построен инженером и учёным Л.Д. Проскуряковым совместно с П.Я. Каменцевым и архитектором А.Н. Померанцевым.

Макет Николаевского моста через Москву-реку

Современная Московская окружная железная дорога – это Московское центральное кольцо (МЦК), совместный проект правительства Москвы и ОАО «РЖД».

Музей Московской окружной железной дороги в Москве

В залах музея висят агитационные плакаты времён СССР

«Ударной работой крепи транспорт!» «Дадим советскому транспорту мощные паровозы»

Дадим советскому транспорту мощные паровозы

«Поезд идёт ОТ ст.Социализм До ст.Коммунизм», «Падение труддисциплины нарушает транспорт»

Поезд идёт ОТ ст.Социализм До ст.Коммунизм

В экспозиции представлен ручной переводной механизм стрелок

ручной переводной механизм стрелок

Фонарь железнодорожный осветительный, свечной (1950-е г.)

Фонарь железнодорожный осветительный, свечной

На фото представлен Поезд-баня Министерства путей сообщения (фото 1914 года)

Поезд-баня Министерства путей сообщения

В этой части экспозиции рассказывается, как создавался и строился бронепоезд

строительство бронепоезда «Москва»

Макет бронепоезда БП-43 «Москва». Построен в паровозном депо Лихоборы в 1943 г. На средства работников Московской Окружной железной дороги.

Макет бронепоезда БП-43 «Москва»

Электрожезловая система конструкции Д.С. Трегера

Эта конструкция, предназначенная для регулирования движения поездов на малозагруженных участках. На перегоне устанавливали комплект: два одинаковых аппарата, по одному на каждой из станций, ограничивающих перегон. Между собой аппараты соединялись проводами. Внутри аппарата в специальной кольцевой прорези хранился запас жезлов. Именно эти металлические жезлы служили пропуском на перегон: жезл получал машинист состава, которому давали разрешение на проезд. По прибытии на следующую станцию он был обязан сдать его дежурному по станции. Человеческий фактор при выдаче жезлов удалось исключить благодаря конструкции Трегера: жезл невозможно было извлечь из аппарата без разрешающего сигнала с другой станции — в виде электрического тока, который разблокировал устройство для выдачи жезла. Если перегон был занят, аппарат не выдавал жезл.

Электрожезловая система конструкции Д.С. Трегера

Далее спускаемся вниз, где расположено самое интересное для детей.

Музей МОЖД макет

Тут представлены макеты паровозного депо Лихоборы

макет депо лихоборы

макет остановочного пункта Военное Поле 

музей, где можно узнать об истории окружной железной дороги

Для всех посетителей музея, на макете, запускают паровоз

паровоз на макете

В этой части музея очень понравится конечно же детям, но и взрослые врядли-будут скучать 

Экскурсия в Музей Московской Окружной железной

В музее воссоздан интерьер кабинета главного инженера-проектировщика окружной дороги, статского советника Петра Рашевского. Среди мебели и предметов прошлого столетия разместилась стилизованная под чертежный кульман тач-панель, в которую загружены чертежи и уникальные фотографии станций, мостов и других сооружений МОЖД, сделанные в начале XX века известным фотографом Карлом Фишером.

кабинет главного инженера-проектировщика окружной дороги

Музей небольшой, но очень интересный и детям понравится гарантировано. Кстати, музей исторической экспозиции Московской окружной железной дороги учувствует в проекте Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Так что добро пожаловать! 😊

музей на станции МЦК




Добавить комментарий