Москва - сегодня, будь в курсе!
С 20 октября 2017г., на ВДНХ в павильоне №36, для посетителей открыт новый музей - Музей кино. В павильоне № 36 разместились фондохранилища, 6 выставочных зон, научно-образовательный центр и 3 кинозала, оборудование которых позволяет показывать кино не только с цифровых, но и с аналоговых носителей – на плёнке 16 и 35 мм.
Павильон №36 находится на Парковом проезде, между Третьим и Четвертым Каменскими прудами. Добраться сюда можно на маршрутке ВДНХ, которая курсирует от главного входа ВДНХ, до остановки "Лодочная станция". Можно от станции метро Ботанический сад или ВДНХ, на маршрутке 533, до остановки "Городская ферма" и от неё пешком минут 10.
Музей работает ежедневно кроме среды. Вход с 12:00 до 20:00
Стоимость билетов - 300 рублей и 150 рублей льготный (фотосъемка бесплатно)
На входе имеется гардероб, а также магазин сувениров
Гостям музея представлены 3 выставки.
«ЛАБИРИНТ ИСТОРИИ» знакомит посетителей с главными событиями первого столетия российского кинематографа.
Здесь представлены камеры, на которые делались первые шаги в кинематографе
Проектор для диапозитивов ("Волшебный фонарь", 1880-1900-е). Проектор для диапозитивов и пленки 35 мм
Представлено много исторических фактов.
Преуспевающий харьковский купец Дмитрий Иванович Харитонов (1886-1946) был "королем" кинопроката южных губерний России. В 1916 году он обосновался в Москве, построил кинофабрику и быстро набрал команду из лучших кинематографистов, переманив их с других студий гонорарами, в несколько раз превышающими на тот момент. Залогом успеха Харитонова стали фильмы с участием сразу нескольких кинозвезд. Если в других кинокомпаниях, снимая картину, делали ставку только на одного известного актера, то у Харитонова, например, в невероятно успешной мелодраме "У камина" играли сразу Вера Холодная, Витольд Полонский и Владимир Максимов, а в продолжении "Позабудь про камин, в нем погасили огни" ансамбль звезд дополнил Осип Рунич.
Кино родилось как аттракцион, балаганное развлечение. Но рождению этого аттракциона предшествовали века научных исследований и технических открытий, связанных с именами выдающихся мыслителей и ученых от Лукреция и Птолемея до Эдисона и братьев Люмьер. Последние, огранизовав 28 декабря 1895г. в Париже первый публичный киносеанс, вошли в историю как создатели кинематографа. Вообще же, понадобились усилия около ста изобретателей, чтобы кинематограф нашел своего зрителя.
Раздел «Эксперимент» (революционные, авангардные 1920-е годы)
Начало XX века в России было временем глобальных экспериментов. Октябрьская революция 1917 года положила начало великому социальному эксперименту по созданию нового общественного устройства. Русский авангард стал эпохальным событием в истории мирового изобразительного искусства. Советское кино родилось 27 августа 1919 года, когда председатель Совета народных комиссаров Владимир Ленин подписал декрет о национализации кино-и фотодела. И это тоже был эксперимент: во всем мире кинематограф был делом частных предпринимателей, но советская власть считала кино орудием идеологической борьбы, способом воспитания нового советского человека.
Плакат: Из всех искусств по моему самое важное это кино
Первый советский незвуковой передвижной кинопроектор с ручным приводом был разработан в 1923 году инженерами Л.Титовым, А.Павским и А.Шелашевым по прямому указанию Владимира Ленина - "самое важное из искусств" нужно было демонстрировать в деревнях, в школах, на заводах и стройках. Конструкторы снабдили кинопередвижку собственной динамо-машиной, обеспечивающей проекционную лампу электрическим током, чтобы киномеханик мог сам приводить её в действие вместе с лентопротяжным механизмом.. В экспозиции представлена улучшенная третья модель кинопроектора ГОЗ - тип В - с измененной формой станины и усовершенствованной осветительной системой.
Впервые словосочетание "монтаж аттракционов" появилось на афишах спектакля "Мудрец", расклеенных по Москве в ночь на 26 апреля 1923 года. На них значилось "Монтаж аттракционов, постановка, сценарий, режиссура, установка, костюм, реквизит - Эйзенштейна". Спектакль был радикальным театральным экспериментом, поставленным по классической пьесе А.Н.Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Через месяц после премьеры постановщик "Мудреца", режиссер театра Пролеткульта Сергей Михайлович Эйзенштейн опубликовал в журнале "ЛЕФ" статью, посвященную принципам своей работы. Она называлась "Монтаж аттракционов". Принципы, сформулированные в ней, стали программой великого режиссера-экспериментатора сначала в театре, а потом в кино, и сыграли важнейшую роль а формировании эстетики всего советского киноавангарда 20-х годов.
Музей кино впервые обрел собственное помещение. Он был создан, как мы знаем, еще в СССР. Он был закрыт, представлял из себя маленький темный склад в подвалах «Мосфильма». Благодаря «Мосфильму», удалось сохранить фонд.
Тысячи интереснейших экспонатов наконец-то обрели свой дом
В залах музея висят телевизоры, на которых с помощью наушников, можно посмотреть шедевры кинематографа
В постоянной экспозиции представлены фотографии со съемочных площадок, афиши и плакаты кинолент разных лет
Открытие Государственного центрального музея кино – большое событие не только для деятелей и любителей этого вида искусств, но и для культурного пространства страны в целом. Музей кино не имеет аналогов в России. Это институция с колоссальными перспективами, площадка для мировоззренческих и творческих процессов с возможностью их обсуждения и реализации.
"Великому вождю и учителю Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия от трудящихся завода имени ОГПУ 21 декабря 1949 года"
Кинопоезд Александра Медведкина
Кинопоезд - это мобильная киностудия, колесившая по железным дорогам СССР в 1932-1935 годах. Идея создания принадлежала режиссеру Александру Медведкину. Изначально Кинопоезд состоял из трех вагонов, вмещавших монтажный и мультипликационный цехи, кинолабораторию, проекционный зал, склад для пленки, осветительной и съемочной техники, гараж с грузовичком - "полуторкой", собственную электростанцию, пять кинопередвижек и переносную типографию. На каждого из 32-х сотрудников Кинопоезда приходился всего один квадратный метр спального места. К концу 1934 года к поезду прицепили ещё два вагона и увеличили штат до 59 человек.
Стол кабинетный. Конец XIX века. Из квартиры кинорежиссера, кинооператора Романа Кармена в доме на Котельнической набережной
«Триумф и трагедия» (сталинское кино и кинематограф времен войны, 1930-40-е)
Кинопроектор К-25 (кинопередвижка), 35мм №02 562 GTW
Кинокамера КС-21, завод "Кинап" (Ленинград, 1940г. СССР)
Представленный в экспозиции экземпляр кинокамеры был передан в Музей кино из собрания музея фронтовых операторов, существовавшего ранее при Центральной студии документальных фильмов. По легенде, имевшей широкое распространение среди работников студии, именно этой камерой операторы-хроникеры снимали 7 ноября 1941 года легендарный парад на Красной площади, с которого части Красной Армии уходили прямо на передовую.
Идея снять полнометражный документальный фильм, посвященный разгрому немецких войск под Москвой, принадлежала Иосифу Сталину. В ноябре 1941 года он вызвал в Кремль председателя комитета по делам кинематографии Ивана Большакова и поставил перед ним задачу: "На днях наша армия переходит под Москвой в наступление. Мы собираемся нанести немцам удар огромной силы. Думаю, что они его не выдержат и покатятся назад...Надо все это заснять на пленку и сделать хороший фильм". Так и появилась картина "Разгром немецких войск под Москвой".
Приз Американской киноакадемии фильму "Москва наносит ответный удар" - так назывался американский вариант фильма "Разгром немецких войск под Москвой" (1942, режиссеры Леонид Варламов, Илья Копалин, Центральная студия кинохроники) - "за яркое отображение героизма русской армии и русского народа при защите Москвы и за создание фильма в условиях чрезвычайных трудностей и опасности".
Эскиз Владимира Светозарова "Облава на кошек" 1989г. По мотивам фильма "Собачье сердце"
"Ванная комната". Эскиз декорации к фильму "Ирония судьбы, или С легким паром!"
"Карусель детства". По мотивам фильма "Мэри Поппинс, до свидания!"
Плакат к фильму "Игла"
Выставка «АННА. ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА» приурочена к 140-летию завершения публикации великого романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» в литературном и общественно-политическом журнале «Русский вестник» (1875-1877).
Автор концепции и куратор выставки - Милена Мусина
Вечерний туалет Анны Каренинной. Вечерний туалет Бетси Тверской. Униформа Алексея Вронского
На втором этаже музея представлена коллекция костюмов из великого романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина»
Повседневный костюм Анны Карениной для домашнего приема: костюм из двух частей (жакет и юбка с турнюром)
Летнее дачное платье Анны Карениной
Визитный туалет Анны Карениной
Парадно-выходная военная униформа Алексея Вронского
Костюм Кити Щербацкой
Движемся дальше по экспозиции музея.
В разделе "Аллея славы" представлены наиболее значимые награды, присужденные в различных номинациях советских, российских, зарубежных фестивалей и премий отечественным картинам и деятелям кинематографа с 1940-х по 1990-е годы
Товарищу Левшину А.И. участнику Гражданской Войны в день 60 летия Великого Октября, 7 ноября 1977г.
Приз "Серебряный цветок" V Международного кинофестиваля горных фильмов в Тренто (Италия, 1956) документальному фильму "Покорение Музджилги" (режиссер Мария Славинская)
Главный приз "Лавровая ветвь" документальному фильму "Красная площадь" (1964г., режиссер Дина Мусатова)
Памятный знак Международного кинофестиваля в Венеции (1952г)
Приз Российской Академии кинематографических искусств "Ника" в номинации "За лучшее исполнение мужской роли" актеру Иннокентию Смоктуновскому за работу в фильме "Дамский портной"
Галерея фотопортретов советских актеров "Кино - это звезды" из фондов Государственного центрального музея кино
За каждым из портретов – беззаветное служение искусству, яркая судьба, целая эпоха из истории страны и кино
В музее есть киноКАФЕ, где после осмотра экспозиции можно выпить горячеого чая и перекусить
История станет ближе – а не это ли главная задача, которую ставит перед собой любой музей? Сделать прошлое частью настоящего, личным и ценным достоянием каждого, кто живет сегодня и строит завтра.