Москва - сегодня, будь в курсе!
Политехнический музей представляет выставку «Сикорский: крылья будущего», приуроченную к 125-летию со дня рождения выдающегося авиаконструктора, изобретателя, инженера и мечтателя Игоря Сикорского. Выставка представлена в историческом павильоне №26 «Транспорт», рядом с ракетой "Восток", с 24 октября по 15 января.
Игорь Иванович Сикорский - авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).
Выставка оригинально оформлена. Вы по мере осмотра экспозиции поднимаетесь по конструкции всё выше и выше
С 1912 по 1917 годы Сикорский работает на Русско-Балтийском вагонном заводе. Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) был основан в 1869 году. Завод занимался тяжелым машиностроением: выпускал вагоны, сельскохозяйственную технику, локомобили. В 1908 году было организовано производство автомобилей. 19 июня 1910 года правление Акционерного общества РБВЗ в Риге заявило в Главное инженерное управление о создании на заводе воздухоплавательного и автомобильного отделов. По предложению председателя совета директоров РБВЗ М.В.Шидловского в 1912 году в Петербурге на Строгановской набережной открылась новая авиационная мастерская.
В возрасте 23 лет Сикорский становится главным конструктором воздухоплавательного отделения РБВЗ.
Игорь Сикорский хочет стать инженером. Однако в России это сделать практически невозможно: большинство высших учебных заведений закрыты...Игорь уезжает во Францию и поступает в техническую школу Дювиньо де Ланно: Париж считается центром зарождающейся авиации. Здесь удается посмотреть первые полеты пионеров-авиаторов.
В 1907 году занятия в российских высших учебных заведениях возобновляются, Игорь Сикорский возвращается на родину. Осенью 1907 года он поступает в Киевский политехнический институт на механическое отделение. Здесь определяются интересы молодого конструктора: всё свободное время он проводит в своей импровизированной домашней мастерской.
В 1908—1911 годах построил свои первые два простейших вертолёта соосной схемы без автомата перекоса. Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.
В январе 1910 года испытал аэросани собственной конструкции.
В 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2.
В 1911 году получил диплом лётчика.
Русский витязь (С-21 «Большой Русско-Балтийский») — первый в мире четырёхмоторный самолёт, дал начало тяжёлой авиации. Создан И. И. Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Сикорский сконструировал самолёт в 1911 году, в то время, когда ни один самолёт не мог поднять больше 500 кг. Авиационные эксперты предрекали этому проекту полный провал. Тем не менее первый полёт 10 мая 1913 года прошёл успешно. Несмотря на успех люди за пределами России приняли новость о полёте за мистификацию. 2 августа 1913 года был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин. Самолёт «Русский витязь» сыграл важную роль в истории авиации — он являлся прототипом всех дальнейших тяжёлых самолётов с двигателями, установленными в ряд на крыле независимо от их схемы. Самолёт вышел удачным и является предметом заслуженной национальной гордости.
На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоёвывали главные призы на состязаниях военных самолётов. Особое внимание уделено улучшению аэродинамических характеристик — хвостовая ферма была заменена на удобообтекаемый фюзеляж
Сикорский: "Большая масса и скорость - вот залог будущности авиации. Не нужно бояться больших и тяжелых машин! Дайте им скорость - и вы пустите в воздух вагон. Сменяемость пилота в воздухе, независимость полета от остановки моторов, уход за ними в воздухе - вот громадные преимущества больших аппаратов..."
Ротативный мотор РОН-80. Применялся на первых аэропланах конструкции Игоря Сикорского. Ротативный двигатель РОН-80, который ставили и на Ньюпор-XXI. Непривычная для нашего времени конструкция - цилиндры вместе с картером и воздушным винтом вращаются вокруг неподвижно закрепленного на моторной раме коленчатого вала. Такого рода движки широко применялись в то время, т.к. превосходили по удельной мощности двигатели водяного охлаждения.
Архивом Сикорского специально для выставки Политехнического музея были воссозданы некоторые модели уникальных летательных аппаратов. Теперь все желающие смогут увидеть их на ВДНХ
После революции авиационный отдел Русско-Балтийского завода практически перестал работать, ни один из новых самолетов не был достроен, и Сикорский был вынужден эмигрировать. Сначала он уехал во Францию, а в 1919 году — в США, где первое время зарабатывал, преподавая математику в вечерней школе для эмигрантов. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента. Чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, Рахманинов прислал чек на $5000 (около 80000$ в пересчёте на 2010 год). В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшились, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами
Аэронавигационное оборудование самолетов 20-30гг.
Особая страница в биографии Сикорского - история создания самолета S-35. К нему было приковано внимание всего мира. S-35 являл собой значительный прогресс в самолетостроении, вселял большие надежды, но судьба его оказалась трагичной.
23 августа 1926 года был выполнен первый полет. На борту находились только Рене Фонк и Игорь Сикорский. Заказчик остался доволен. Старт был назначен на 20 сентября 1926 года. Накануне вечером Сикорский отрулил S-35 в конец полосы. Начался разбег самолета, на половине пути, когда крылья уже поднимали часть машины, что-то случилось со вспомогательным шасси. Скорость разбега замедлилась, за самолетом потянулся шлейф пыли, вспомогательное шасси волочилось. В это время надломилась хвостовая стойка, и хвост тащился по земле. Фонк не прекратил взлет и попытался оторвать машину от земли. Это не удалось и, пробежав всю полосу, гигант рухнул в овраг с шестиметровой высоты. Взметнулся столб пламени. Красавца-самолета больше не было. Пилотам удалось выбраться из машины. Радист и механик сгорели заживо. Вот она, цена торопливости.
Работа над самолетами-амфибиями на новой производственной базе дала свои плоды. Чрезвычайно удачной оказалась восьмиместная амфибия S-36
В апреле 1936 года амфибия S-43 установила четыре мировых рекорда высоты по классу амфибий. Была достигнута высота 7620 метра. Всего были построены 53 S-43 в нескольких модификациях.
S-42 Clipper - транспортная летающая лодка, разработанный конструктором Игорем Сикорским. Техническое задание компании Pan American на трансатлантическую летающую лодку большой дальности, полученное 15 августа 1931 года, предусматривало способность самолета перевозить экипаж из четырех человек и 12 пассажиров на расстояние 4023 км. В 1935 году самолеты S-42 первыми проложили маршрут через Тихий океан с Западного побережья США на Филиппины, а в 1937 году S-42 открыл южно-тихоокеанскую трассу в Новую Зеландию. Всего было построено десять самолетов, включая три S-42 и три летающие лодки S-42A
Последней же теоретической разработкой на самолетном поприще Сикорского стала гигантская летающая лодка, которая так и не была реализована на практике. S-45 была рассчитана на перевозку на трансокеанских линиях 100 пассажиров. Хотя разработка была, несомненно, привлекательной, утрата самостоятельности фирмы Сикорского и другие негативные события не позволили реализовать этот проект.
Выставка «Сикорский: крылья будущего» открыта для посетителей ВДНХ с 24 октября по 15 января ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 20:00 в павильоне №26 «Транспорт».
Вход платный.
Стоимость билета: для взрослых – 200 рублей; для пенсионеров, школьников и студентов – 100 рублей. Для дошкольников и инвалидов ветеранов ВОВ – вход свободный.