Москва - сегодня, будь в курсе!
15 мая, на станции «Партизанская», открылась выставка ретро-вагонов, посвящённая 80-летию Московского метрополитена. На выставке представлены вагоны, работавшие в метрополитене в разное время, начиная со дня открытия. Первая линия открылась 15 мая 1935 года и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 года метрополитен носит имя В. И. Ленина.
Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. Пусковый комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 двухсекционных (четырёхвагонных) составов — всего 48 вагонов типа «А».
Вагон типа "А". пассажирская эксплуатация: 1935-1976гг.
Первые вагоны московского метро. Их проектирование было поручено Центральному вагоностроительному бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Электрооборудование вагонов проектировалось на заводе "Динамо", где оно и производилось. Кузовные тележки строил Мытищинский вагоностроитеьный завод. Моторный вагон №1 и прицепной №1001 были изготовлены 27 августа 1934 года. Вагоны получил индекс обозначения - "А".
Выходы из вагонов были намного выше существующих платформ
Полностью окунуться в прошлое получилось благодаря исторической формы работников метрополитена - у каждого типа вагона стоит работник метрополитена, одетый в форму эпохи того времени, когда эксплуатировался этот вагон.
Вагоны типа "А" имели сварные кузова и тележки. Токоприемники имели только моторные вагоны, а высокое напряжение на прицепной вагон секции подавалось через высоковольтный разъем.
Каждый вагон секции имел четыре пары двухстворчатых дверей при ширине раствора (в свету) 950 мм
Стоп кран в вагоне типа "А"
В вагоне имелось 44 сидячих места (с пружинами, с кожаной обивкой диванами)
Козырное одиночное место в конце вагона
В каждом вагоне секции имелась кабина управления. в кабине с правой стороны размещалось рабочее место машиниста, а с левой стороны располагался начальник поезда. Кондуктор размещался на рабочем месте машиниста хвостового вагона поезда.
24 сентября 1934 года первая секция метровагонов пришла из Мытищ в депо "Северное". 15 октября 1934 года секция №1 прошла из депо по тоннелю до станции "Комсомольская". В 4 часа 30 минут утра 15 мая 1935 года первый двухсекционный состав (маршрут №1) вышел из депо на линию.
Вагоны типа "Г". Пассажирская эксплуатация: 1941-1982гг
В 1936 году началась разработка новых вагонов для метрополитена. Они получили индекс "Г", так как они были предназначены для эксплуатации на Горьковской (ныне Замоскворецкой) линии, открытой в 1938 году. Первые есть новых вагонов были произведены в 1940 году. Испытание принципиально нового вагона метро типа "Г" состоялось 3 марта 1941 года. Война внесла свои коррективы в планы выпуска вагонов - производство их в 1941 году было полностью остановлено - Мытищинский завод перешел на производство вооружения. Производство вагонов для метро на Мытищинском заводе было восстановлено только в 1947 году.
Самое интересное на ретро-выставке вагонов, было то, что абсолютно всё можно было потрогать, покрутить :))
Еще неизвестно, кто был этому больше рад взрослые или дети :)))
Главное отличие вагонов типа "Г" от вагонов типа "А" и "Б" состояло в том, что все вагоны были моторными и были оборудованы новым электрооборудованием. Каждый вагон имел кабину управления и по четыре токоприемника.
Я всегда думал зачем машинисту руль?! Но оказывается на самом деле это не руль, а так называемый контроллер машиниста. Контроллер включает в себя реверсивную рукоятку и главную рукоятку (штурвал). Главная рукоятка (штурвал), как раз та, которая похожа на руль, управляет тягой. Чем дальше провернуть штурвал от нулевой позиции, тем больше будет тяга тепловоза/электровоза, что и влияет на скорость движения поезда.
Вот так выглядит кабина машиниста в вагоне типа "Г"
В салоне были установлены закрытые светильники с лампами накаливания с их питанием от высокого напряжения.
Трёхместные "купе" в концах вагона
Масса тары вагонов снижена. Вагон имел новые, мощные сварные тележки. Максимальная конструктивная скорость увеличена до 75 км/час
Стоп-кран (выключение дверей) вагона типа "Г"
На ретро-параде работники метрополитена рассказывали посетителям интересные факты, принципы работы машиниста
Опытный вагон типа "УМ5", переобразованный в путеизмеритель. Путеизмеритель Д-806
Шестивагонный состав, состоящий из электровагонов типа "М5", поступил, также как и электровагоны типа "в4", для опытной эксплуатации на участок "Сокол" - "Завод имени Сталина". По данным специалистов, каждый электровагон обеспечивал по сравнению с вагонами Г экономию электроэнергии около 500 тыс кВтч в год.
Представленный вагон "УМ5", переоборудованный в путеизмеритель, долгое время работал в метрополитене в этом качестве и был заменен в конце 2000-х годов.
Парад ретро-поездов вызвал большой ажиотаж
Все фотографировались на фоне вагонов, а также для истории фотографировали всякие детали вагонов
Вагоны типа "Д". Пассажирская эксплуатация: 1956-1995гг
Внешне новый вагон "Д" мало чем отличался от вагона "Г", если не считать окраски и незначительного изменения в форме диванов. Основное различие этих вагонов касалось ходовой части, электрического и механического оборудования. Вес вагона был уменьшен более чем на 7 тонн. Снижалось потребление электроэнергии.
в Москве вагоны типа "Д" эксплуатировались на Арбатско-Филевской, Филевской, Кольцевой, Сокольнической и Калужско-Рижской линиях.
Вагоны типа "Е". Пассажирская эксплуатация: 1961-2008гг
Всего за годы производства было изготовлено 824 вагона типа "Е". Эти вагоны значительно отличались от предшествующих типов по своим электроаппаратным, динамическим и ходовым свойствам. Для обеспечения более высокой пропускной способности линий метрополитена на вагонах "Е" была увеличена скорость, которая составила 90 км/ч. впервые были применены алюминиевые сплавы, из которых были изготовлены двери и другие элементы кузова, а толщина стальной обшивки кузова снижена с 2 мм до 1,5мм.
Для удобства пассажиров появилось новое вентиляционное устройство вагона с автоматической подачей воздуха
Ширина проемов раздвижных дверей была увеличена с 1128 до 1380 мм, что позволило сократить время стоянки на станциях.
Вагон 3605 типа "Е" (промежуточный) - уникальный вагон московского метро. С апреля 2002 года был единственным в Москве вагоном метро с линкрустовой отделкой салона в пассажирской эксплуатации. С мая 2007 года до конца февраля года следующего — вообще последний пассажирский Е в столичной подземке, а заодно и самый старый линейный вагон в ней же.
Не менее интересным экспонатом выставки является контактно-аккумуляторный электровоз «ВЭКА», который за счёт установленных в нем аккумуляторов позволяет осуществлять различные маневры с подвижным составом различных модификаций без подачи напряжения, что ускоряет и упрощает работу работников метрополитена.
Как можно судить по названию, контактно-аккумуляторные электровозы имеют два способа питания - от контактного рельса и от аккумуляторных батарей, установленных в салоне электровоза. Основными задачи электровозов на метрополитене является: перевозка различных грузов, транспортировка в депо неисправных вагонов и составов.
Все 7 экспонатов выставки прошли реновацию, а часть вагонов были восстановлены в рекордный трёхмесячный срок и приведены в первозданный вид и хоть сейчас на линию работать.
На время можно почувствовать себя машинистом московского метро
Поздравляем московский метрополитен с 80 летием! Желаем и дальше развиваться, расти и радовать пассажиров!