Москва - сегодня, будь в курсе!
Сегодня мы с Вами прогуляемся внутри Киевского вокзала — последнего из числа тех, что были построены в царской России. Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Располагается по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 1. Памятник архитектуры и инженерного искусства.
Перед вокзалом находится Площадь Европы. Название символизирует близость современной России с Европой. В центре памятника находится скульптура древнегреческого бога Зевса в образе быка, похищающего Европу. Работа «Похищение Европы» создана бельгийским скульптором-авангардистом Оливье Стребелем и была подарена мэром Брюсселя Москве. Вокруг скульптурной композиции сделан фонтан с ночной разноцветной подсветкой.
Станция Москва-Пассажирская-Киевская Московской железной дороги входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является тупиковой (не транзитной), начальным пунктом Киевского направления МЖД, как части магистрали Москва — Киев.
Первое здание вокзала было построено к марту 1899 года, а освящено 29 июня того же года. Это была неприметная одноэтажная постройка. Изначально вокзал строился как грузовой, чтобы доставлять уголь с Донбасса и строился на частные деньги.
Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент — Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы
Если встать лицом к вокзалу, то мы увидим слева и справа арки с колоннами. По задумке архитектора это ДВА входа на вокзал
Вокзал начали строить в 1914 году, в то время в России ещё были социально-классовые слои населения
Правый вход был для первого и второго класса обслуживания
Левый вход был для третьего и четвертого классов
Каждый вход имеет по две колонны со скульптурами. Справа это скульптуры показывающие богатство
Скульптура: мужчинамифический герой с урожаем винограда
А слева это рабочий класс
но тоже в образе мифических героев (обратите внимание на прическу и одежду)
На фасаде правой арки выложена майолика образа Георгия Победоносца, поражающего змея - символ города Москвы
Над левой аркой яркое рельефное изображение стоящего во весь рост Михаила Архангела
Слева и справа от майоликов располагаются по две скульптуры, всего четыре, показывающие четыре стихии путешествия
На самолете
Под землей (метро)
На поезде
и на корабле
Теперь давайте заглянем в залы Киевского вокзала. Начнем наш осмотр с зала ожидания Аэроэкспресса в аэропорт Внуково
Зал небольшой, здесь пассажиры ожидают выход на посадку на аэроэкспресс в аэропорт Внуково
Пассажиры тут в основном перед отправлением аэроэкспресса
Оформлением зала занимался брат главного архитектора Киевского вокзала Ивана Ивановича Рерберга - Федор Иванович Рерберг.
Панно изображает аллегорическую дружбу народов России и Украины
Слева в белой вышиванке сестра Украина, справа в красном платье сестра Россия
Осмотрев зал выходим на платформу
Время в пути от Киевского вокзала до аэропорта — 35–40 минут. Отправление каждый час начиная с 06:00 и до 00:00
Одна из визитных карточек Киевского – красивый арочный дебаркадер. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящество величественного сооружения.
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённомуущербному проекту: 27 оригинальных клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными
Оставили только четыре клёпаные Шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Эти арки простоят ещё сто лет, в отличие от сварных
После реконструкции вокзала вместо стекла в покрытии дебаркадера использован прозрачный поликарбонат
Вот такую красоту видит пассажир, когда приезжает из аэропорта Внуково на Киевский вокзал
Часы установлены во время реконструкции, ни какой исторической ценности не имеют. Кстати, до реконструкции тут был установлен памятник Владимиру Ленину
По бокам от часов установлены две скульптуры
Это скульптуры вымышленных персонажей (домовые), которые по мнению автора охраняют пассажиров и освещающий им путь.
Далее переходим в бывший зал ожидания пассажиров 3 и 4 класса
Часы в зале ожидания
Зал поражает своей красотой и богатством оформления
Ещё одни часы в зале
Оформление зала акцентирует внимание на преемственности времен и памяти об Отечественной войне 1812 года.
Элементы оформления, посвященные победе 1812 года
Люстра в зале
На самом деле, когда ты находишься на вокзале и ждешь поезда, то не обращаешь внимание на всю эту красоту и богатство оформления зала
Когда-то на вокзале можно было набрать холодной воды, а также кипяточка. После реставрации эти краны решили сохранить для потомков
В залах ожидания Киевского вокзала сохранилась метлахская плитка, ей более 100 лет. Метлахская плитка или по-немецки Mettlacher Platten прочнее мрамора и гранита и утверждается, что она простоит в залах ожидания Киевского вокзала еще не менее 100 лет. А вот плитку которую положили по соседству вряд-ли пролежит более пару лет...
Плавно переходим в зал бывшего багажного отделения
Светильники
Отреставрированный балкон, на который не пускают пассажиров
В оформлении залов очень много арок
В зале, на стенах, находится четыре панно
Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости (Конституция СССР ст.120)
Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной (Конституция СССР ст.122)
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы
Граждане СССР имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы (Конституция СССР ст.113)
Граждане СССР имеют право на отдых (Конституция СССР ст.119). Граждане СССР имеют право на образование (Конституция СССР ст.121)
В оформлении зала присутствует символика СССР и РСФСР
Рабочий класс
Овальное панно на потолке с крупными буквами МКВ и датами — 1914 и 1916. МКВ — это Московско-Киево-Воронежская дорога, а даты — время начала строительства вокзала и предположительная дата завершения.
Ещё один из залов ожидания
Потолок с люстрой в этом зале
Далее поднимаемся на балкон, который закрыт для пассажиров
Вид с балкона на зал
Ограждения балкона
Вид с балкона на панно МКВ
На вокзале кипит своя жизнь
Далее мы поднимаемся по лестнице в часовой башне
Шуховская конструкция – деревянный овальный купол в часовой башне. Сто лет назад дерево было более распространенным материалом, чем металл, и инженер работал с обоими. А так как эти перекрытия, не смотря на солидный возраст, прекрасно сохранились, их не стали заменять.
Поднимаемся к часам
Высота башни 51 метр
Стрелки на трехметровых циферблатах приводятся в движение с помощью вала, веревки и 300-килограммовой гири. Она опускается под собственным весом. Раз в несколько дней часовщик вокзала ее подкручивает наверх.
Механизм часов находится в специальном домике
Часы выходят на все четыре стороны башни
Механические часы, установленные на этой башне, - единственные за исключением Кремлевских Курантов, переводятся вручную
Вид из окна башни
Башня с часами украшена скульптурами орлов
Они напоминают памятники с Бородинского поля.
На этом наша экскурсия по Киевскому вокзалу заканчивается и мы отправляемся в метро