Москва - сегодня, будь в курсе!
Люблино – чудом сохранившийся историко-культурный памятник допожарной Москвы – позволяет нашему современнику «побывать в гостях» у знаменитого московского чудака и хлебосола Н.А. Дурасова и ощутить общую атмосферу торжественных приёмов и праздников, которые он устраивал в своём главном доме – дворце. Дворец, следуя традициям прошлого, гостеприимно приглашает посетить его экспозиции, концерты классической музыки, стать участниками экскурсионных программ.
Стоимость билета: Полный входной билет - 200 р. Льготный входной билет - 100 р. По карте Москвенок - бесплатно.
Режим работы:
пн: закрыт
вт: 10:00-18:00
ср: 10:00-18:00
чт: 10:00-18:00
пт: 10:00-18:00
сб: 10:00-18:00
вс: 10:00-18:00
Люблино – чудом сохранившийся историко-культурный памятник допожарной Москвы – позволяет нашему современнику «побывать в гостях» у знаменитого московского чудака и хлебосола Н.А. Дурасова и ощутить общую атмосферу торжественных приёмов и праздников, которые он устраивал в своём главном доме – дворце.
Начинаем нашу экскурсию по дворцу
Центральный (Круглый) зал
В центральной части расположен Круглый зал высотой в два этажа. Его стены оформлены росписью в технике гризайль, благодаря которой рисунок становится похожим на рельефы, колонны и медальоны. Роспись выполнял итальянский художник-декоратор Д.Скотти. Ему же принадлежит художественное изображение «Триумф Венеры» на потолке зала. Над входами представлены мифологические сюжеты: «Аполлон Кифаред с музами», «Жертвоприношение», «Феб лучезарный», «Венчание Амура». Своды над окнами украшены росписями с изображениями военных атрибутов и профилей античных полководцев. Пол выложен из дубового набора с розеткой, напоминающей солнце. Через большие окна зала открываются виды парка.
Центральный круглый зал (диаметр – чуть больше 11 метров) посвящен утру. О восходе солнца напоминают форма зала, рисунок паркета с расходящимися из центра лучами и потолочный плафон, на котором изображен утренний выход богини Венеры.
Далее переходим в кабинет
Экспозиционное решение комнаты – кабинет. В отличие от парадных залов кабинет мог быть достаточно скромен и обставлен простой и удобной мебелью. В экспозиции представлена мебель конца XVIII – середины XIX вв.из МГОМЗ, а также из коллекции А.Б.Савинова. Комнату украшает скульптура в виде гипсового бюста бога Аполлона, что соответствует античной тематике интерьеров и экстерьера дома. В витринах можно видеть копии документов, связанных с владельцами усадьбы первой половины XIX века, письменные принадлежности из коллекции Л.М.Бельского, фарфоровый сервиз «дачного» периода, наступившего с отменой крепостного права. Часть экспозиции посвящена архитектуре усадьбы Люблино.
Тут находится макет усадьбы Люблино по Генеральному плану усадьбы 1810-х гг.
Авторы: студенты колледжа дизайна и декоративного искусства РГПХУ им.Строганова
Архитектурно-парковый ансамбль усадьбы Люблино стал привлекать внимание ценителей и любителей зодчества ещё в начале XIX века, то есть сразу после окончания строительства. Над архитектурным и планировочным решением усадьбы трудились выдающиеся русские архитекторы Родион Казаков и Иван Еготов. Они возвели на высоком холме над прудом необычный господский дом (дворец), имеющий в плане сочетание круга и четырёх прямоугольных крыльев, а также нехарактерную для жилых сельских построек того времени – высоту более 20м.
Помимо красоты и оригинальности дворца, интересный облик имели усадебные постройки, расположенные вдоль въездной аллеи: оранжерея, пансион для дворянских детей, театр и флигели театральной школы. Необходимо отметить, что три из пяти сооружений, выходившие парадными фасадами на въездную дорогу, были посвящены театру. Это связано с заказом владельца Н.А. Дурасова, большого любителя данного вида искусства.
За весь период существования усадебного ансамбля самыми серьёзными стали реставрационные работы, проводившиеся в 1950-е годы группой специалистов под руководством Л.С. Сахаровой и О.М. Сотниковой. Второй по значимости стала реставрация и подготовка к музейному использованию, проводившая в начале 2000-х годов. В это время флигели театральной школы получили свой исторический облик.
Александр Александрович Писарев (1782-1848) – генерал-лейтенант. При нём усадьба Люблино поддерживалась в цветущем состоянии. Красивыми и ухоженными были парк, оранжерея, где часто принимали гостей. При Писаревых Люблино стало местом, куда приезжали поэты и литераторы: П.Шаликов, И.Гурьяков, И.Снегирев
В витрине представлены: портрет А.А. Писарева, герб Писаревых, часы каминные «Классический портик» (Франция 1820-е годы), крест ордена Святой Анны (муляж), чернильный прибор (Англия, 1848г)
Мраморный зал
Форма и размеры зала позволяют предположить, что он предназначался для проведения балов и званных обедов.
Тематика последних прослеживается и в росписи потолка «Пир Вакха на острове Накос».
Стены зала украшают десять медальонов – рельефных изображений в круглом обрамлении, посвященных античным богам и героям.
Сюжеты крайних медальонов в обоих концах комнаты связаны с временами года. На торцевой стене, напротив входа, расположен горельеф «Три грации». Над входом размещается горельеф «Венчание Амура».
В облицовке зала использован искусственный мрамор различных оттенков: желто-розового (стены), зеленоватого (пилястры), красно-коричневого (панели).
Розовая гостиная (Колонный зал)
Зал разделён на три части колоннами, облицованными искусственным мрамором. Его оттенок в сочетании с цветом стен дали залу второе название – Розовая гостиная.
По торцам комнаты с обеих сторон расположена полихромная пейзажная живопись работы Д.Скотти.
Над карнизами, справа налево от входов, размещены четыре живописных панно на темы из античной мифологии: «Миф об Актеоне», «Вакх и Ариадна», «Суд над нимфой Каллисто», «Триумф Вакха и Ариадны на острове Наксос».
Зал предназначался для приёма гостей, а также для проведения музыкальных вечеров.
В витрине представлены: Carnet de bal – бальная книжка в форме веера (Вена, середина XIX в.); парфюмерный футляр в форме шкатулки (Франция, вторая половина XIX в.); приглашение на бал; большая книжка с грифельным карандашом (Россия, начало XIXв.)
Следующий зал, уже на втором этаже дворца
Веер-экран (шелк, тесьма, вышивка, кость, резьба), Франция, 2-я половина 19 века.
Веер-экран (папье-маше, лаковая миниатюра, инкрустация перламутром, ручка), Китай, вторая половина 19 века.
В витрине представлены: веер Плие, веер Плиан, шкатулка для хранения перчаток, перчатки дамские, сумочка дамская
Поднимаемся на третий этаж дворца
Бельведер
В переводе с итальянского название означает «прекрасный вид». Действительно, из окон третьего этажа, находящегося на уровне 4-5ти этажного современного дома, открывается вид на окружающий парк и пруд.
Своей формой третий этаж походит на первый – круглая комната-ротонда и расходящиеся от неё в четыре стороны крылья. Рисунок паркета в центральной комнате повторяет рисунок Круглого зала. В росписи потолка использованы цветочные мотивы.
В соседнем зале представлен макет автора Ом Елены. Художественное прочтение дворца Н.А. Дурасова в усадьбе Люблино (бумага, клей, 2023г.)
В начале 2000-х годов, после сложного предыдущего десятилетия, на территории усадьбы были проведены ремонтно-восстановительные и реставрационные работы. Важным событием стало создание музея в стенах дворца Н.А. Дурасова, что сделано его доступным для всех, кто интересуется историческим и архитектурным наследием.
Сегодня дворец Н.А. Дурасова является не только музеем, но и многофункциональным культурным центром, который использует свои многообразные возможности, чтобы подчеркнуть ценность этого удивительного памятника, одного из достойных украшение современной Москвы.